на главную
на главную
+7 (495) 125-33-97      +7 (903) 119-54-58
 

русский
english
          о клубе
сотрудники
состав
направления
вопрос-ответ
контакты

магазин
спорт
туры
фото-видео
разное
форум

горячие новости клуба

 22.06.2017 НОВЫЙ СОНЧ в сентябре!
 21.06.2017 ШАНЯ РИВЕР - 2017!!!
 21.06.2017 ВЗНОСЫ за июль!!!
 20.06.2017 Летние слаломные сборы в Чехии! Прием заявок!
 20.06.2017 И вновь УНИКАЛЬНАЯ возможность!

правила

  Правила хранения личных лодок в эллинге и бассейне

  Правила пользования клубным компьютером

  Правила жизни на базе "Буревестник"

расписания

Расписание тренировок на зимний сезон 2016-2017

календарь событий

План мероприятий спортивного клуба "Три Стихии" на сезон 2017

ближайшее событие:

  07.07.2017 *Обучающий трип по порогам Петиальвена ШВЕЦИЯ

  07.07.2017 Родео-лагерь в Швеции

 Кубок России по кануполо III тур

 Окуловский слалом

 Международные соревнования по кануполо в Тракае

 Шаня-Ривер 2017

 Сияк тур по Ладожским шхерам + каналы Питера

 Выезд выходного дня в Окуловку

фотогалерея

65

главная

туры

Карелия. Кольский

 

Карелия. Кольский

Они собрались в старой бане
Надели запонки и гетры
И застучали в стену лбами
Считая дни и километры (с)

 

Две недели всегда лучше чем одна, и на этот раз всё сложилось так, что путешествовать по северо-западу получалось две недели: сначала недельный тур для новичков в Приладожье, потом неделя на Кольском для продвинутых. Тур получился очень насыщенным, только один день без сплава (длинный переезд) и охватил значительную часть Карелии и Кольского полуострова.

Итак, 27 мая, обклеившись новыми наклейками мы выдвинулись на северо-запад. На Валдае поспали немного и к вечеру были на поляне у Янисъярви. Поляна оказалась занята рыбаками, поэтому лагерь встал очень плотненько, пять автобусов, 30 человек, кажется рыбаки не очень рады, ну чтож теперь, место то общее.

День первый - спасработы.

Проехали симпатичную плотину. Разбились на группы. Одни отрабатывали спасработы, другие тренировались на порожке чуть выше, потом обед и группы меняются местами. Так прошёл день.

День второй - Янис.

В каньоне после плотины ГЭС обнаружилась вода, немного конечно, но для сплава достаточно. Поэтому, обнеся плотину мы быстренько обработали и каньон, правда после выяснилось, что Волнорез застрял в лесах, но и его мы быстренько вытолкали. После обеда сделали всё тоже самое, только без просмотра (и без Волнореза).

День третий - Три моста.

А это там где "А зори здесь тихие" снимали. Надо сказать сам водопад выглядит немного уборочно, но на деле довольно прост, надо только на заходе выполнить ряд магических действий по перепрыгиванию камня, а дальше как по рельсам. Получилось не у всех, девочка Аня уехала не в ту дырку вниз головою и получила повреждения, несовместимые с дальнейшим сплавом. Но в целом народ ездил неплохо. Когда стоял внизу на страховке, поскользнулся на камне и упал в воду, вобщем вода годная, даже купаться можно. А мы потом ещё заехали в Рускеалу и прогулялись по горному парку. Довольно забавное место, я бы включил его в обязательную программу.

 

День четвёртый - Пятый падун.

Это который в конце Уксунйоки. Немноговодный двухступенчатый слив. Буф, поворот, один гребок и ты внизу. Прог несложный, но выглядит эффектно. Вот только лодки неудобно ловить, точнее ловить то удобно, а вот обратно подниматься к порогу не очень, береговая обстановка не располагает. Ну значит попрыгали мы его и поплыли пиллерсы вынимать, да гермы примерять.

День пятый - ацкий плёс до Розового Слона.

Ненавижу гадкую греблю.

День шестой - Уксунйоки до базы.

Речка несложная. Покатались на Слоне, потом на Мельнице, подкатила основная группа на Кольский, показала как ездить через котёл, показала как отстреливаться в котле. Храмину все проехали нормально. Ну почти. Круче всего конечно смотрелся Лёха на своём огромном дредноуте. Вечером два зока выписались из баса и один новый вписался. Вставка пиллерсов. Праздничный ужин. Отбой.

 

День седьмой - Койринойя (или как её там).

Попрыгали с разной степенью драматизма и помчались к первой цели следующего тура - посёлок Надвоицы. Всё что было до этого, это как бы артподготовка, а боевые действия начнутся завтра. И на завтра они начались.

 

День восьмой - Воицкий падун.

Порог Воицкий падун на реке Нижний Выг привлёк каякеров относительно недавно. В прошлом году мы разведали дорогу и стоянку возле падуна, и вот мы снова здесь. Погода с утра стояла похолоднее чем в Приладожье, а температура воды не вызывала желание помыть руки, не то что искупаться. Хотя иногда даже солнышко проглядывало.

Прыгать решили с треугольного выступа у левого берега, ибо центр показался нам лютым, да ещё и с котлом правильной формы. Как мы узнали позже, котёл оказался очень опасен. Если прыгать порог по центру - нужен стопроцентный буф с отрывом от струи. Если уверенности нет, прыгать порог по центру крайне не рекомендуется. Страховать в центре также затруднительно, и с воды, и с берега. Попрыгали мы его все и вобщем то успешно, для тренировки буфа эта штука очень хорошо подходит. К обеду повалил толи мелкий град, то ли крупный снег и загнал нас всех под тент.

 

А после быстро собрались и полетели на Колвицу. Ехать 465 километров. До Зеленоборского я не дотянул всего километров 15. На подъёме двигатель сказал, что он не хочет работать без солярки. Пришлось лезть в багажник за канистрой, а потом долго прокачивать топливо по завоздушенной магистрали. Кстати на Полярном круге завалили стеллу и построили вместо неё что-то невнятное. На Колвицу прибыли вечером и встали на нашей обычной предстартовой поляне. Накрапывал дождик и было как то холодно.

 

День девятый - Колвица.

Воды в Колвице оказалось не очень много. И она была ещё холоднее, чем в Воицком падуне. Солнца мы в этот день не видели, да и вообще увидели его по-моему только на Войнице. Хмуро доплыли до Чёрного, Белый проехали сходу, осмотрели Чёрный и наметили чалку перед водопадом. Я раньше этот водопад не ходил. Главная его сложность в заходе, довольно кривенько там всё. Все мы его проехали и пошли смотреть что там в левой протоке. Попрыгали ещё и там по различным траекториям. Замечательная речка Колвица. Теперь будем ездить её целиком.

 

Ну а потом был обед и переезд на Кутсу. В Алакуртти правда опять послали на инструктаж. У ворот погранбазы обнаружили суровый алакурттинский скейтборд из бетонного блока на колёсиках, наверное погранцы катаются. Ну а мы, выслушав капитана Очевидность, поехали дальше. Дорога до брода в принципе нормальная, размытие перед мостом починили, больших луж нету. Вечером были у брода.

День десятый - Красненькая-Кутсайоки.

Забрасывались на ЗИЛ-157 и буханке. ЗИЛ конечно очень внушительная махина. Расход по паспорту 51л на сотню. Бензин.

Я был на этой речке уже в восьмой раз. Просмотрели Короткий. Воды мало. Проехали. Женька вылезла в интересном месте, прям посреди порога. Лера кажется тоже. Всё быстро поймали. Далее до Кавказского без просмотров. Занёс Женькину лодку за Горку, заодно просмотрел пороги. Выход из Кавказского по такой воде превратился в какую-то мешанину, наверно надо ехать "как понесёт". Вобщем этот выход подарил некоторым атлетам довольно забавные моменты. А в Горке Лёха сломал весло пополам. Пришлось доставать запаску.

Сомнительный по такой воде прост, только на выходе мелко и камни, там меня и положило. А так не хотелось в такую погоду, брр... Муравей. БСТ кто где, я справа, хотя по такой воде и слева ничего нет, что впрочем не помешало кое-кому пожить под камнем.

И вот наконец оно. Обана. Как по прыгал я его у правого берега. Сейчас же заход выглядел как то совсем криво, все зачалились на левый берег посмотреть трек. Посмотрел как несколько человек проехали слева по треку, вобщем ничего особо сложного. Порог на смелость и точность захода. Зашёл куда нужно, последние метров 10 ехал с закрытыми глазами)) Чувствуется, что разгон приличный, а в конце ещё уклон увеличивается. Но мне понравилось.

Маманю (янискоски) занесли. Сошлись на том, что если что-то пойдёт не так - может голову оторвать. Ну может быть когда-нибудь... Тесный оказался самым прикольным, так как никто (кроме меня) не знал куда там ехать. Плёс до лагеря 40-60 минут. Общее время сплава - 6 с лишним часов, что вобщем неплохо для группы такого размера и уровня.

 

А вечером... Лёха предложил проехать Кутсу ещё разок, речка то хорошая, народ с энтузиазмом поддержал. Поехали в Вуориярви, нашли там сторожа Ваню, который показал нам место где ловится мобильная сеть. Договорились с Николаем на завтра ещё раз насчёт ЗИЛ-157.

День одиннадцатый - Кутса-рэйс.

Так уж устроен этот мир,
что на все вопросы приходится
отвечать посреди горящего дома.(с)

На сплав отправилось 9 человек. Два часа в кунге ЗИЛа-крокодила и мы на месте. Чем то это напоминало соревнования, длинная гонка. Молча. Проехали порог, переглянулись, все ли на месте - поехали дальше. Суровый северный сплав. Никаких камер и фотоаппаратов. Первый раз вылезли из лодок для обноса Мамани, второй раз - в лагере у брода. Отдельно конечно поржали над катамаранщиками, у которых глаза на лоб вылезли, когда они увидели как мы походной колонной едем в Обану. Погода стояла наимерзейшая, 5-7 градусов и дождь. Красненькую проехали за 50 минут, общее время сплава 3 часа 20 минут.

Обед. Магазин в Алакуртти. На Тованде выяснилось, что наши басы к озеру не заедут, зато мы нашли неподалёку отличную стоянку у озера, до финиша сплавного участка всего 1.5 км, т.е. в пешем ходе. Там и остановились на ночь.

День двенадцатый - Тованд.

Это искусственная протока из озера Тованд в Иовское водохранилище. Сделана в 60-х годах. Я так думаю сделали только канал до озера Глубокое (которое примерно посередине сплавного участка), а дальше вода сама размыла. Выгрузились возле нерабочей станции Тованд. Погода мерзкая, идёт дождь. Продрались сквозь кустистые камни и вот мы на старте. Можно в принципе сразу плыть по озеру Тованд до ж/д моста, ну а так хоть согрелись. До порогов плыть 5 минут, чалка на правый берег. Пользуясь невысокой водой осмотрели сразу два порога. Поехали Илья, Лёха и я. Первый порог по центру, второй слева через водопад. Заход там довольно кривой, с камнями всякими, типа водопада на Колвице. Потом встал внизу второго порога с камерой. И тут началось. Народ валился кормой, лагом, через камни, застревал на заходе. Порог оказался не так прост по такой воде.

Нижний участок пролетели толпой, каждый по своей траектории и через 15 минут были уже в лагере, где съели обед и помчались на море.

После убойной сплавной недели народ захотел в баню, а мы втроём поехали ставить лагерь. Дождя на море не было, даже иногда солнце проглядывало, однако ветер при этом дул совершенно адский. Впрочем на таком ветре все сплавные вещи обрели за два часа невиданную доселе сухость. Это было очень кстати, так как сухие вещи у меня закончились совсем. Набрали на море тонну камней, подоконник дома скоро обвалим) Море прекрасно, несмотря на ветер.

 

День тринадцатый - переезд до озера Коко.

Группа товарищей поехала в Новгород на кануполо, а нас осталось восемь. И мы, решив что на Таванге делать нечего, поехали на Войницу. Войница речка большая, и по любой воде там её должно хватить. Дорога прошла нормально, и заехав в Калевале в магазин, вечером мы были на озере Коко. Заезжали через западный мост, восточный опять смыло, хотя 3 года назад был живее всех живых. Наша любимая стоянка не изменилась, только колесо от танка перенесли в другое место и сделали более мощный каркас для бани. Съездили с Серёгой на финиш, повесили финишный пакетик. Погода на удивление наладилась, неужто дождались?

 

День четырнадцатый - Войница.

...мечты всегда сбываются иначе,
чем мы ожидаем.(с)

С утра даже было солнце и градусов ну точно не ниже 10-ти. На Войнице я был до этого четыре раза и один раз приезжал на водопад в июле. Воды было меньше чем все разы до этого (не считая июля, в июле там вообще её нет). Проехали первый порог, ещё немного и вот он водопад. По официальным источникам 14.3м, плюс-минус 0.2, а не 20 как на вайтвотере написано) Ну не знаю, мы не мерили, выглядит вообще-то внушительно. Очень даже. Все разы до этого мы водопад обносили, хотя линия движения хорошо просматривается, и вот наконец этот день настал.

Отмороженых нашлось трое: Серега Щербинин, Андрюха Студилин, ну и я. Также двое проехали от серединки. Первая сложность - заход. Вариант справа мы даже не рассматривали, так как там можно вниз головой потом уехать во вторую ступень, что не очень желательно. На заходе слева нужно попасть в такой желобок между камней, который нормально привозит вниз, однако на заходе в него всё утыкано камнями. Вторая сложность - карман под левым берегом, куда довольно резво несёт вода, и куда собственно прилетаешь после проезда первой ступени. Попадать в этот карман без лодки не рекомендуется, киляться возле стенки тоже, думаю со вставанием там очень проблемно. Поставили над карманом морковку. Ещё одну возле уловца на заходе во вторую ступень. В принципе если попал куда надо в на заходе в первую ступень, потом убежал от прижима в карман и по небольшому пологому сливу выехал на заход во вторую ступень - считай что водопад пройден. Вторая ступень ничего сложного не представляет и едется просто по центру (хотя втыкает почти как на Обане).

Серёга поехал. Застрял на камне на заходе, привалившись к нему правым бортом, потом съехал вниз в нужном месте, очень резво отгрёбся от прижима и уехал во вторую ступень. Андрюха повторил практически также, только в прижиме его немного прижало к стенке. Я решил что разгонюсь посильнее и перепрыгну эти камни. Не тут то было. Засел как танк на постаменте, пришлось спихиваться руками. Всё это очень волнительно, когда впереди 14 метров падения и прижим в карман. Ну вобщем попал куда надо кажется, отбился от прижима с использованием рук и уехал во вторую ступень. Надо всё-таки побольше воды, хотя не знаю как будет при этом выглядеть прижим. Когда стояли уже внизу, кувырком прилетел Серёга Кондрашкин, ехал он от серединки, но прохождение вышло крайне фееричным, оказывается наверху он лёг, встал и кормой уехал куда не надо. Миха проехал норм.

 

Остальное что там есть сложностей не вызывает, хотя в Тайвале например падение 7 метров, т.е. половинка от водопада. С другой стороны мы тоже не меряли, может не 7, а 5 или типа того. Сплав занял примерно 4 часа и вскоре мы выдвинулись на Воицкий падун. Опять. Прибыли в сумерках, и мне как то сразу показалось, что воды прибавилось, и центр стал каким-то совсем неуютным, и оттуда заклубилась струйка водяной пыли, и вода стала тёмной, и потекла быстрее.

День пятнадцатый - Воицкий падун 2.

Хорошая заварка приносит покой (с)

В 6 утра местные пьяные уроды приехали на квадроцикле и давай ездить между палатками. На замечание Серёги Кондрашкина стали хватать его за руки и вообще вести себя агрессивно. Однако когда вылезли остальные шесть мужиков, видимо сообразили, что могут оказаться в реке вместе со своей техникой и бочком ретировались. Короче напротив падуна дом с зелёной крышей, оттуда хозяин. Вообще-то это первый случай, местные постоянно приезжают на падун, но ведут себя обычно не агрессивно. А мы пошли спать дальше.

Прыгали ребята вчетвером. Атлет Студилин решил сделать мув называемый "хаммер", и таки сделал, вот только струёй падающей воды у него сорвало юбку, и он стоя на носовой свече резво поплыл в центр порога. Ему бы сразу стрельнуться и поймать морковку, но он пытался уйти от струи не вылезая из лодки. Струя оказалась сильнее. Его затянуло в центр и начало топить. Выглядело конечно всё это жутковато, на пятом или шестом обороте он и вовсе пропал, и через несколько секунд метрах в 15-ти от порога показалась голова, подававшая признаки жизни. За эти секунды я уже успел вспомнить как делается реанимация. Ну хорошо то, что хорошо кончается. Лодку поймали ниже, весло Андрюха не выпускал, видимо на всякий случай, чтоб если что сразу в Валгаллу. Повторюсь ещё раз, котёл по центру очень опасен и плавать там на лодке или без крайне не рекомендуется. Если бы на месте атлета Студилина оказалась какая-нибудь девочка, она бы точно утонула.

Вобщем то этот порог является логичным завершением тура, и до Москвы от него гораздо ближе чем из северной Карелии и Кольского.

 

По пути домой настал какой-то природный катаклизм. Всю дорогу шёл дождь с адским ветром. На Валдае думали унесёт вместе с басом. Это были отличные две недели и на следующий год очень бы хотелось их повторить. Может потеплее будет (наконец-то)). По километрам вышло 5200, а на топливо 25000р (много всё-таки жрёт ацкий бас).

Фото: И.Клочков, Е.Самохина

  • ВКонтакте
  • Facebook

 

статистика

Все о бурной воде

наши друзья


Окуловский Слаломный Канал Академия Белой Воды ЭКОТУРСЕРВИС: походы в Карелии - отдых, путешествия и приключения Kayaknroll.ru Гималайский Клуб Рафтеров и Каякеров России Клуб водного туризма