на главную
на главную
+7 (495) 125-33-97      +7 (903) 119-54-58
 

русский
english
          о клубе
сотрудники
состав
направления
вопрос-ответ
контакты

магазин
спорт
туры
фото-видео
разное
форум

горячие новости клуба

 22.06.2017 НОВЫЙ СОНЧ в сентябре!
 21.06.2017 ШАНЯ РИВЕР - 2017!!!
 21.06.2017 ВЗНОСЫ за июль!!!
 20.06.2017 Летние слаломные сборы в Чехии! Прием заявок!
 20.06.2017 И вновь УНИКАЛЬНАЯ возможность!

правила

  Правила хранения личных лодок в эллинге и бассейне

  Правила пользования клубным компьютером

  Правила жизни на базе "Буревестник"

расписания

Расписание тренировок на зимний сезон 2016-2017

календарь событий

План мероприятий спортивного клуба "Три Стихии" на сезон 2017

ближайшее событие:

  07.07.2017 *Обучающий трип по порогам Петиальвена ШВЕЦИЯ

  07.07.2017 Родео-лагерь в Швеции

 Кубок России по кануполо III тур

 Окуловский слалом

 Международные соревнования по кануполо в Тракае

 Шаня-Ривер 2017

 Сияк тур по Ладожским шхерам + каналы Питера

 Родео тур в Платтлинге

 Выезд выходного дня в Окуловку

фотогалерея

18

главная

туры

Непал

 

Путешествие двух каякеров по Непалу. Полуофициальный отчет

 

Содержание:

 

1. Введение

    1.1. Паспорт маршрута

    1.2. Состав группы

2. Краткое описание района путешествия и общая идея похода

    2.1. Политическая ситуация

    2.2. Валюта

    2.3. Коммуникации

    2.4. Снаряжение

    2.5.Вода и еда

    2.6.Размещение

    2.7.Погода и уровень воды

3. Транспорт

    3.1. Въезд в Непал и выезд

    3.2. Транспортировка до/от реки

    3.3. Аварийные выходы

4. Контакты

    4.1. Каякерский магазин в Покхаре

    4.2. Национальный парк Читван

    4.3. Кемпинг на Бхоте Коси

5. Реки

    Seti

    Marsyangdi

    Modi Khola

    Kali Gandaki (upper)

    Madi Khola

    Bhote Kosi

    Balephi Khola

    Trisuli

    Arun

    Tamur

    Karnali lower

    Humla Karnali upper

    Sun Kosi

    Dudh Kosi

    Tamba Kosi

6. Дневник путешестия

    25 апреля

    26 апреля

    27 апреля

    28 апреля

    29 апреля

    30 апреля

    1 мая

    2 мая

    3 мая

    4 мая

    5 мая

    6 мая

    7 мая

    8 мая

    9 мая

    10 мая

    11 мая

    12 мая

7. Заключение

8. Материалы

 

1. Введение

Для получения краткой информации о планировании похода достаточно пропустить дневник путешествия. Категорийность рек зависит от уровня воды. У нас был уровень ниже среднего весеннего уровня. Цены указаны уплаченные нами, ничто не мешает выторговать ещё 10-20% скидки. Торговаться надо как минимум с 50% от заявленной продавцом цены.

 

1.1. Паспорт маршрута

  • Вид туризма - пеше-водный.
  • Категория сложности - третья с элементами пятой
  • Район путешествия - Непал
  • Нитка маршрута - Seti (около 6 км), Marsyangdi ( ок. 20 км ), Modi Khola (15 км), Kali Gandaki (20 км), Madi Khola (20 км), Bhote Kosi (22 км).
  • Протяженность маршрута - пешая часть: 67 км, водная часть: 103 км.
  • Радиальные выходы - Национальный парк Читван (верхом на слоне) - 12.5 км.
  • Пройдено всеми активными способами передвижения: 182.5 км.
  • Продолжительность активной части маршрута:
    • в том числе пешая часть: 4 дня;
    • сплав: 7 день;
    • радиальные выходы: 1 день (на слоне);
    • дневки: 4 дня (в Покхаре);
  • состав группы: 2 человека (сборная команда клубов "Три стихии" и "Октопус", Москва, Советский Союз, Россия);
  • средства сплава: 2 каяка;
  • время проведения похода: с 25 апреля по 14 мая 2007 г.;
  • уровень воды: ниже среднего весеннего.

1.2. Состав группы


Ф.И.О. Исполняемая обязанность Имеющийся опыт
1. Клочков Илья Жизнерадостный искатель приключений реки Чили 4-5у
реки Н.Зеландии 3-5у
Замбези 5у
2. Кондрашкин Сергей Рефлексирующий хронометрист р.Белая (Башкирия) 1у
р.Нугуш, (Башкирия) 2у
р.М. и Б.Инзер, Лемеза (Башкирия) 3у

Илья Сергей

 

2. Краткое описание района путешествия и общая идея похода

Непал - чудная горная страна, граничащая с севера с Китаем, а с юга - с Индией, где живут граждане, зачатые непальцем и непалкой. Мильёны людей хотят подивиться на этих людей, на непальские горы и на непальские реки. Туристы с толстыми кошельками, буддисты, растаманы, пенсионеры, горники и водники - все могут найти приключения на свою: Мне лично давно хотелось бы увидеть воочию непальские горные реки, посплавляться там, где не нужен неопреновый гидрокостюм, где на Первомай не идет снег, где не нужно самому нести лодку при заброске на реку (последнему, впрочем не везде суждено сбыться).

И как-то неожиданно в феврале Илья предложил отправиться в Непал. Однако компаньонов не нашлось, поэтому получилась экспедиция пофигиста и авантюриста.

Знакомые рассказывали о сказочной дешевизне проживания в этой азиатской стране. В целом соглашусь, только бюджет поездки оказался на европейском уровне. Интересно отметить, что если в Катманду русских можно встретить в каждом пятом кабаке, то Пакхаре или в горах - очень сложно.

По описаниям немногих побывавших там московских каякеров, страна очень интересна для сплава, но подробных описаний не было. У Андрея Зимина была легендарная книга "Whitewater Nepal", но она где-то у него затерялась. Так что отправлялись туда мы имея лишь приблизительное представление о реках, основанное лишь на рассказах очевидцев. Брали с собой все - котелки, палатку и т.п. Если бы не дороговизна перевозки лодок авиакомпанией Katar Airlines, то взяли бы и лодки.

В горах Непала

 

2.1. Политическая ситуация

Уже после похода я прочитал отчет сибиряков о походе по Аруну в конце 2004 года. По сравнению с ними нам было гораздо легче. Поясню - государство Непал является одним из немногих сохранившихся королевств Юго-Восточной Азии. В стране существует парламент. Непал находится между Индией и Тибетом, который был оккупирован и присоединен к Китаю. Северный сосед явно оказывает влияние на внутреннюю политику Непала. Очевидно, маоисты имеют поддержку со стороны Китая. С другой стороны, глубокая бедность и большое расслоение народа подпитывают маоистское движение. Долгое время была вооруженная борьба между маоистами и правительственными войсками. Сейчас - перемирие, маоисты легализованы. В мае 2007 года было относительно спокойно, однако существует вероятность, что парламент может низложить короля. Или король распустит парламент. Все идет к тому, что короля потихоньку лишат власти. Для туристов на маршруте ничего не может особо мешать - людям надо деньги зарабатывать, а не политикой заниматься. Другой вопрос, что в крупных городах могут быть забастовки, поэтому надо быть готовым, что могут быть проблемы с транспортом. Так, может оказаться, что бастовать будет общественный транспорт, и тогда в аэропорт вы отправитесь на велорикше. В-общем, перед поездкой следите за политикой.

 

2.2. Валюта

В принципе, в городах везде принимают доллары, но это не слишком выгодно. Обменные пункты работают "в одну сторону" - только на обмен долларов на местные рупии. В обменном пункте можно было поменять по курсу 63 рупии за доллар. Банкоматы я видел только в Катманду, в них выдаются только рупии. В Читване при попытке снять деньги по карточке в каком-то банке объявили комиссионный сбор 7%, это слишком много. У принимающего гида Кумара мы меняли по курсу 66, а на Бхота-Коси в Borderland мы рассчитывались по курсу 65 рупий за доллар, очень выгодно.

В конце 2004 года за 1 доллар США давали 70 непальских рупий.

 

2.3. Коммуникации

В средних по размеру деревнях есть телефонная связь. Сотовая связь - в крупных городах. Однако в национальном парке Читван роуминговый партнер МТС ловился лишь на третьем этаже гостиницы, хотя уверенно ловилась другая сеть, но она была недоступна для роуминга. Поэтому в большой группе желательно использовать телефоны разных операторов. Интернет-кафе есть во всех городах, цена - разная: от 20 до 100 рупий. Международный код страны 977.

Коммуникации в городе

 

2.4. Снаряжение

Если вы не взяли с собой каяки, то их можно арендовать в Катманду или Пакхаре. Для сплава по рекам в районе Пакхары арендовать лодку надо в самой Пакхаре - так получиться дешевле - платишь только за дни на маршруте. Мы арендовали лодки в Ganesh Kayak Shop. Помимо этого магазина, в районе Lake side есть еще несколько магазинов. Если вы отправляетесь в поездку осенью, желательно заранее забронировать лодки, иначе может быть плохой выбор или вообще не оказаться приличных лодок. В Катманду есть тоже немало мест для аренды лодки. На заднем дворе у Чарли

Если сплавляться по коротким рекам, то можно вообще не брать группового снаряжения (палаток, котелков и т.п.). Почти на всех реках можно хорошо поесть в местных лоджах. На сплаве необходима каска с козырьком - в противном случае можно обгореть. У меня на Марсианди был ожог кистей - целый день пекло солнце, держащие весло кисти рук были открыты, а я не взял крем от загара. Соответственно, куртка с длинным рукавом совсем не лишняя.

В группе была аптечка, в которой практически были только средства от травм (бинты, в т.ч. гипсовый, лейкопластыри, и т.п.) Обязательно брать с собой мазь от загара или ожогов, средства "от живота", перекись или марганцовку. На реке аптечка нам не пригодилась.

В Москве был куплен керамический (обратного осмоса) фильтр - на малонаселенных участках он может понадобиться.

В мае можно сплавляться без неопреновых шорт. Как говорят, в ноябре холоднее, поэтому неопрен может тогда пригодиться. С нами было 2 запасных разборных весла, которые мы всегда брали на реку. Запаска понадобилась лишь один раз нашему гиду.

 

2.5. Вода и еда

Практически везде есть в продаже бутилированная вода. Однако следует большую часть воды (если есть силы нести ее в рюкзаке) и перекуса закупать в городе, т.к. цены на воду, шоколад в горах в 2-4 раза выше. Вдоль всех туристических троп есть лоджи, где можно переночевать или вкусно поесть. Чай по умолчанию подают с молоком и сахаром. На самом деле это национальный напиток - чия: масала-чай и сахар заливают молоком и доводят до кипения. Из еды задешево можно всегда купить омлет, далбат, момо. Далбат - это вареный рис (бат) с соусом из чечевицы, плюс добавляют в виде гарнира овощи. Причем обязательно дают добавку риса. В-общем далбатом можно задешево очень плотно набить брюхо. Но поскольку мы с Ильем - мясоеды, мы налегали на момо - типичные пельмени, обычно из буйволиного мяса. Отдельно подают к момо подают острый соус и наваристый бульон. Похоже, момо готовят немного по-другому, нежели пельмени - вначале варят мясо, рубят его, а потом уж лепят момо.

Пиво есть везде, но стоит от 90 рупий внизу и 180 рупий (почти 90 рублей) за 0.65 л. бутылку в горах. В Барабисе попробовали ракши - непальская рисовая водка, была сильно разбавлена. Говорят, хорош местный ром "Khukuri".

При сплаве обычно пили взятую с собой воду в бутылках - воду из рек нельзя категорически пить.

Закусочная на деревенской автобусной станции Повар на кухне - готовит для туристов Закусочная на городской автобусной станции Овощной рынок

 

2.6. Размещение

Мы жили в Пакхаре и Катманду в дешевых отелях, которые порекомендовали нам гиды. В Пакхаре мы не забирали вещи из номера, когда уходили на маршрут. В Катманду перед поездкой на Бхоте-Коси мы отдавали лишние вещи на хранение гиду. Как утверждается в путеводителе, в маленьких гостиницах при размещении в не разгар сезона можно снизить цену на 20-30%. Бронировать гостиницы не нужно - в Пакхаре и Катманду их немеряно. Учтите, что в Тамеле, где дешевые гостиницы, (мы были на улице Ятна) ночью ОЧЕНЬ шумно, особенно в выходные, припасите беруши для спокойного сна. А вообще, ночью в городе шумно - даже если закончилась близлежащая дискотека или концерт национальной музыке в рядом стоящем ресторане, потом будет пронзительно вякает какая-нибудь птица или гавкать собаки.

На коротких маршрутах, где есть туристическая тропа (Калигандаки, Моди-Кхола), заночевать можно в лоджах. На Мади-Кхоле и Марсианди мы ночевали без палаток.

Катманду Покхара

 

2.7. Погода и уровень воды

Муссонный период начинается в конце (иногда в середине) мая и заканчивается в конце сентября - начале октября. Лучшим туристским сезоном считается октябрь-ноябрь: нет дождей, созрели фрукты. Хотя в ноябре, как утверждается, уже прохладно. Для оценки можно посмотреть на таблицу годового расхода Sun Kosi .

Таким образом, апрель-май и октябрь-ноябрь - это наиболее оптимальные сроки для сплава. Однако туристов (в том числе сплавляющихся) больше осенью, когда собран урожай фруктов.

Во время нашего похода в начале мая в горах светло было около 7 утра, а "солнце выключали" в 7 вечера. В узком ущелье Бхота-Коси световой день чуть покороче. За время нашего путешествия было несколько дождей, несколько пасмурных дней, а в остальное время - солнечно. Ночью температура воздуха в горах (по ощущениям) - около 10-15 градусов, а днем - от 20 до 30. Вода днем прогревается, по ощущениям температура воды от 14 до 20 градусов.

 

3. Транспорт

3.1. Въезд в Непал и выезд

В страну можно попасть на самолете разных авиакомпаний. Через Пакистан - дешево (примерно 650 долларов), но долго (более суток); через Катар - быстро, но дорого (ок.1000 долларов). При этом Катарские авиалинии фактически отказались перевозить лодки. Есть еще вариант лететь до Дели (300-400 долл.), а дальше - около суток на автобусе. Это вариант для сильных духом или для случая, если вы желаете везти с собой лодки. Впрочем, самолеты из Дели вроде тоже есть.

Для преодоления границы нужно получить на месте визу. Для этого надо иметь с собой 1 фотографию и 15 (или 30?) долларов.

При отъезде на родину не забудьте оставить в запасе 2000 рупий - аэропортовский сбор. У нас был перегруз около 15 кг, но местных служащих это даже не взволновало.

Для поездок в горные туристические районы требуется пропуск (permit). Для оформления требуется 1 фото и примерно 35 долларов (2000 местных рупий). Кумар, наш гид, порекомендовал взять 2 пропуска, т.к. мы планировали попадать несколько раз в горные районы. Однако, по нашему опыту, у нас нигде не проверяли пропуска. Фактически мы начинали сплав у нижней границы туристического района. Думаю, для подстраховки достаточно вполне купить один пропуск. Оформлять пропуск можно как в Катманду, так и в Пакхаре.

До Покхары можно доехать на автобусе (не менее 4-5 часов) или долететь на самолете (35-45 минут летного времени, 90 долларов). Если не останавливаться в Катманду надолго, то в день прилета можно успеть арендовать лодки и съездить на разминку на р. Сети недалеко от Пакхары.

 

3.2. Транспортировка до/от реки

Реки, находящиеся рядом с Пакхарой, требуют пешей заброски. Фактически вы поднимаетесь от места финиша до выбранного вами места старта. Мы старались брать портеров в Пакхаре, если это портеры рекомендованы гидом - проблем с ними не будет. Подробности транспортировки - в описании соответствующих рек. Обратите внимание на то, что при заброска происходит вверх реки, поэтому при поездке на джипе или автобусе забирайтесь на крышу - получите возможность просмотра и сэкономите время на сплаве.

С реки выброска проста - всегда можно найти такси или автобус или попутный грузовик. Исключение - выброска с Мадикхолы: в Карпутаре не было такси, только рейсовый автобус, который ходит очень редко. По нашим прикидкам средняя скорость автобуса с учетом всевозможных остановок - 20 км/ч по горным дорогам, по равнине - не больше 40 км/ч. Причем обязательна большая остановка через 2-3 часа езды. Как утверждается в путеводителе, туристские автобусы ездят быстрее и без остановок (но за другие деньги), да и не видели на таких автобусах багажников сверху, чтобы закрепить лодки.

Заброска на джипе не всегда успешна Погрузка на джип Велорикша - тоже транспорт

По ссылке можно ознакомиться с таблицей расстояний между городами Непала.

 

3.3. Аварийные выходы

У всех рек, где мы сплавлялись, тропы заброски или дороги идут вдоль реки. Однако в сужениях и небольших каньонах от реки до тропы может быть до 300 метров набора высоты. В верховьях Бхота-Коси и Моди-Кхолы есть несколько каньонов, где сойти с реки практически невозможно. На Марсианди и Бхота-Коси подъем до дороги занял почти час хотя по вертикали было всего 50 метров.

А по той речке мы будем сплавляться

 

4. Контакты

4.1. Каякерский магазин в Покхаре

Charly Gaillard
Ganesh kayak shop
Lake side, Baidam-6, Pokhara, Nepal; Tel: 00977-61-522657; Fax: 00977-61-526642; E-mail: gks@fewanet.com.np, www.raftnepal.fsnet.co.uk

Про Чарли я в дневнике описал более подробно. Вкратце: самый большой выбор лодок в Покхаре, в том числе современных. Для нас аренда лодки обошлась в 20 долларов в день. При этом лодки в день отдыха зачастую лежали в гостинице. За разбитую лодку я отдал 300 долларов, причем мог бы её и забрать. Также Чарли покупает лодки, т.е. можно везти лодки в один конец. Фактически, Чарли выступал менеджером для нас - предложил гостиницу, подбирал такси, портеров, продал мне спас.конец. Большой выбор снаряжения (не самого, конечно, модного): весла, спасжилеты, каски, спальные коврики и т.п. Может организовать заброску на реку со своим рафтом, кухней, гидами.

Вместе с Чарли

 

4.2. Национальный парк Читван

River Side Hotel
Chitwan National Park, Sauraha; Tel: 056-580009, 580265; e-mail: hriverside@hotmail.com, www.hriverside.com
Reservation office: Likeside, Pokhara-6: Tel: 061-622270, 5221277

Обычная дешевая гостиница Непала: древняя мебель, вентилятор, душевая. Прелесть в том, что находится рядом с рекой, можно наблюдать красивый закат, а также принять участие в купании слонов (или наоборот, купании туристов слонами). Нас направил в эту гостиницу Кумар. В целом деревня Саураха находится на границе с национальным парком. Если нужна экзотика "высокого уровня" - в самом национальном парке есть гостиницы с кондиционерами, развлечениями, но за другие деньги.

Вид из гостиничного ресторана Купание слонов и туристов River Side Hotel

 

4.3. Кемпинг на Бхоте Коси

Border Lands resort
Tel: (977-1) 4700894 / 4425836 , Fax: (977-1) 4435207
info@borderlandresorts.com, www.borderlandresorts.com

Удивительное место, нетипичное для Непала. 10 лет как построен Border Lands resort. Это райское место для каякера. Здесь для тебя есть все: место для сна, вкусная еда, горячая вода в душе, крепкая выпивка, чистый туалет. Местные гиды могут сопроводить тебя по речке или устроить рафтинг, а можно сходить с ними на каньонинг. В-общем, отличное место для базового лагеря на Бхоте Коси.

У входа в в Border Lands resort Палатка для ночлега

 

5. Реки

Ниже в таблицах приведена справочная информация из рекламного буклета Чарли (с нашими комментариями по тем рекам, которые мы видели или сплавлялись). Читая наши комментарии, надо учитывать, что мы сплавлялись в мае, и в этом году уровень воды в реке был ниже среднего (для этого времени). Категорийность реки - фактор субъективный, всем необходимо принимать решения самостоятельно. В октябре-ноябре, судя по графику расхода на Бхоте-Коси, уровень воды в 1.5-2 раза выше. Соответственно повышается сложность рек. Опять-таки, весенний уровень воды зависит от количества выпавшего снега. Полагаю, что весной оптимальный срок поездки - середина апреля - начало мая. Ориентиры и названия порогов не приведены по нескольким причинам:

  • без GPS достаточно сложно привязать препятствия к реке,
  • уровень воды влияет на сложность препятствий, поэтому каждый раз надо оценивать самостоятельно реки,
  • на некоторых реках появляются пороги в результате схода селей или хозяйственной деятельности непальцев (например, постройка дороги),
  • большинство препятствий можно просмотреть при заброске.

Наш низкий уровень воды позволил нашей маленькой группе забираться на более высокие участки (по сравнению с обычными маршрутами) и там сплавляться. Если брать минимум вещей, то кое-где можно экономить на портерах, особенно если у вас лошадиное здоровье. Вдоль туристских троп есть лоджи, где можно хорошо поесть и переночевать. Исключение (для нас) составила верхняя Мади-кола - там туристской тропы нет и фактически можно поесть лишь в двух местах.

Обсудив с Чарли реки, выявили, что есть пара экспедиционных рек, достойных автономного сплава. При этом можно нанять гида с рафтом и групповым снаряжением.

Материалы: Район Покхары (уменьшенная карта (580 Kb), большая карта (2 Mb)): Сети, Моди-Кхола, Калигандаки, Мади-Кхола.

Заброска к Моди-Кхоле и Калигандаки проходит по одной дороге, поэтому для сильных духом можно связать эти реки в одном выезде - сплавится по Моди, переночевать в Беретанди, Баглунге или Бени, а на следующий день - забрасываться на Калигандаки. Примечание: Названия географических объектов на отсканированных карте не всегда соответствуют реальным - много опечаток. Бывает, что на разных картах написание одного и того же населенного пункта - разное.

 

Seti

Section: From Dule Gouda (Alt. 480 m) to Trisuli River (Alt. 190 m)
Distance: 62 km
River Days: : 2-3 Class 3

Не знаю, что там может быть, если заехать очень высоко. У нас был первый день раскатки на Сети возле Покхары. Час с небольшим заброски на такси, час сплава, час обратно. Удобная речка 3 к.с. для разминки на полдня. Есть смысл сплава по ней, если только приехали в Покхару до обеда и можно потратить остаток времени на разминку.

 

Marsyangdi

Section: From Ngadi (Alt. 850 m) to Bimalnagar (Alt. 370 m)
Distance: 52 km
River Days: 3-5. Class 4+

Интересная река, достойная внимания. Препятствия не сконцентрированы по реке, так как на Модиколе. Нижний участок - уже не сложный. Строится гидроэлектростанция, можно сплавляться ниже, но судя по виду с дороги - препятствия там попроще.

Заброска: от Покхары на автобусе, дальше - пешком с носильщиками. С носильщиками надо особо обговаривать заброску (если будет желание) выше Ngadi, ибо это набор высоты в общей сложности более 500 метров (и 300 м спуска).

Категорийность сплава: несколько порогов 4+ или 5 к.с., остальное 3-4.

Сплав до начала гидроэлектростанции занял 1 день (с 9 до 16 часов без обеда). Вытаскивать наверх лодки пришлось на веревке, возможно надо было искать другие варианты чуть ниже. Если заброска будет на джипе, можно в районе электростанции заранее посмотреть места чалки.

 

Modi Khola

Section: From Landruk (Alt. 1290m) to Kali Gandaki (Alt. 690m)
Distance: 26 km
River Days: 2. Class 4

Безусловно, великолепнейшая река, достойная 1-2 дней сплава.Причем есть разные участки по сложности, соответственно, можно в зависимости от мастерства группы сплавляться по разным участкам.

Заброска: от Покхары до Nayapul (ключевое слово - Birethandi (Биретанди)) на автобусе или такси (2000 рупий), около 50 км. Дальше - от Биретанди пешком с портерами по тропе: Chimrung, Syauli Bazar, Kimche, Ghandruk, New Bridge, Jhinudanda (Джину). Мы ночевали в Нью Бридже, и в 7 утра прошли через Джину (1 час ходьбы) до горячих источниов (еще полчаса).

Категорийность сплава: От горячих источников до Нью Бриджа - пара 5 или 4+ порогов (на первом у меня был отстрел). Ниже Нью Бриджа - один сложный каньон 4+. От моста в Landruk река действительно имеет четверочные пороги, и даже фоновые препятствия заставляют работать в полную силу. Ближе к Биретанди и после уровень не ниже 3+. После Биретанти примерно через 5 км весь объем воды уходит в трубу гидроэлектростанции. Этот участок можно объехать по рядом проходящей дороге и продолжить сплав ниже.

Сплав от горячих источников (высота 1540 м) до Биретанди (1050 м) у нас занял 1 день (с 9 утра до 16 часов), но у нас было относительно немного просмотров. Очень насыщенная препятствиями река. Ниже Биретанди не сплавлялись. По карте этот участок не больше 15 км.

Отдельного упоминания заслуживает Bhurungdi Khola. В получасе пешком от Биретанди на Бурунди-Коле располагаются 3 водопада. Можно вначале просто сходить посмотреть, и если уровень реки достаточный, то можно их прыгнуть - у Чарли мы видели великолепную фотографию прыжка с одного из этих водопадов. Если воды мало - то можно искупаться под одним из них.

 

Kali Gandaki (upper)

Section: From Modi Khola (Alt. 690m) to Ramdi (Alt. 370m)
Distance: 92 km
River Days: 3-5 Class 4-

Не знаю, что там по буклету Чарли может быть интересного. Скорее всего, рафтинговый участок. Наш сплавной участок был гораздо выше. Заброска: от Покхары до Beni на автобусе или такси (2000-3500 рупий), дальше пешком или от Бени до следующего населенного пункта на джипе (1000 рупий за двоих с лодками и портерами): Galeshwar,Tiplyang, Tatapani. Скоро достроят автомобильный мост, активно ремонтируют дорогу выше и тогда можно будет от Бени забрасываться на джипе гораздо дальше. Без джипа австралийцы были в Татапани в 7 вечера. Мы - после 5.

Категорийность сплава: Недалеко от Татапани один порог 4+ или 5. Дальше - несколько порогов 4, 4+. Один порог обнесли - по нашей воде высокий риск попасть в сифон. Высокая скорость течения реки. Практически все препятствия хорошо просматриваются при заброске с крыши джипа или пешком. Ближе к Бени река становится шире, а пороги становятся максимум 3 к.с. Сплав от Татапани (1200 м) до Бени (830 м) занял у нас 1 день (с 9 до 15 часов, без обеда), было всего 2 просмотра и 1 обнос. Протяженность сплавного участка по карте - 20 км. Австралийцы сплавлялись второй день от Бени до Baglung (примерно 800 м). Этот участок - рафтинговый, широкая река без особых препятствий, 3 к.с.

 

Madi Khola

В путеводителе Чарли не упоминается. Class 3-4

Джип до Lamarkhet, дальше через Chousun до Souda. Можно заброситься ещё выше по тропе, но это большой набор высоты. Либо подниматься вдоль реки, периодически траверсируя с одного берега на другой. Мы поднялись от Souda примерно на 5 км. Говорят, еще выше есть один интересный порог. Сплав до Karputar, ориентир - навесной мост с высокими зелеными арками, примерно восьмой навесной мост от Сауды. По времени - старт в 9 утра, финиш в третьем часу дня. Спортивный интерес представляли первые 15 километров, дальше река упрощается, однако выйти с маршрута можно либо в Ламаркхете, либо в Карпутаре. Не пропустите Карпутар - это последнее удобное место выброски с реки!

 

Bhote Kosi

Section: 1) From Kodari, Friendship Bridge (Alt. 1650 m) to Lartza Bridge (Alt. 1300 m)
Distance: 6 km
River Days: 1 Class 5-6

Section: 2) From Lartza Bridge (Alt. 1300 m) to Highway Km 95 (Alt. 960 m)
Distance: 12 km
River Days: 1 Class 4-5

Самая сложная река из нами пройденных. От китайской границы до Border Lands resort участок 5-6 к.с., далее - 4-5. Как вариант, кемпинг Бордер Ланд использовать в качестве базы. Тогда после приезда можно проехать нижний участок до плотины, на следующий день - верхний участок от Ларца Бридж, а на третий день - перебраться на Балефи Колу (см. ниже). Такая последовательность прохождения Бхоте Коси обусловлена тем, что на нижний участок мы потратили меньше 3 часов сплава, а на верхний нам не хватило 4 часов.

Участок от китайской границы мы не видели. Чалку кемпинга не стоит пропускать - ниже начинается очередной порог. Приметы: река выполаживается, быстрый и ровный поток (почти идиллический перегон где-нибудь на Мзымте). На левом берегу наверху идет деревушка, а затем у самого берега видны флаги и забор кемпинга. Лучше зачалиться перед ними. При желании в кемпинге можно взять местного каякера.

Нижний участок завершается перед дамбой(её хорошо с воды видно), на правом берегу. До дороги - пройти 50 метров, где можно поймать автобус или грузовик. Ниже плотины, после сброса воды река простая - 2-3 к.с. Проще доехать до Балефи и сплавиться по ней.

Внимание! У правительства есть планы по постройке трех гидроэлектростанций на этой реке. Если эти планы будут выполнены, ценных для сплава участков практически не останется. Однако вроде есть общественное движение по противодействию этим планам.

Можно ознакомится с частью карты по этому району:

Ниже описание с карты-схемы сплавного района:

Total rafting / Kayaking distances: 36 km

River Days:3

Difficulty: River class 4-6

Average Gradient: 3.25%

Estimated Maximum Gradient: 10%

 

From To Rapids Rapid Grade Rafting Stretch
Lartza Bridge (1320 m) Km 95 (Highway)   5-6 12 Km
1 day rafting
Put-in point: After the bridge. Two kms before Chaku Khola confluence, a long Class 5-6 rapid in faced with the highway running close to the river, thereafter the highway runs 100m above the river on cliffs. Watch for view of the steep gorge of Mica and Limestone. Take-out point: near 95 km mark where the highway drops down. Average gradient 0.3%. Superb padding experience.
 
Km 95 (970 m) Lamosangu (710 m)     18 km
  Gerbil in the Plumbing 5  
  Grog in a Blender 4  
  Carnal Knowledge 4  
  Exlax 4  
  Democracy 4  
  The Great Wall Liquid Bliss 5  
  Fake Right Go Left 4  
  Me God! What To Do 4  
  Dazed and confused 4  
Careful Eddy Hopping suggested as the rapids are mainly of the bolder garden variety with some fun drops. Barhabise comes up after a bridge before the Sun Koshi confluence.Campsite: About 1km below the bridge on the left bank. Take-out point beyond the dam (keep right), were a track leads to Khadichour. Possible return by bus.
 
Khadichour (670 m) Dolalghat (630 m)   2-3 20 km

 

Balephi Khola

Section: From Chanoute (Alt. 1000 m) to Balephi (Alt. 670 m)
Distance: 18 km
River Days: : 1-2 Class 3+ to 5

Эта река впадает в Бхоте Коси, мы видели её устье. Нам рекомендовали сплавляться от Jalbire. Сплав на целый день, заброска скорее всего на такси. У нас уже пропал задор для плаванья по ней. Но речка должна быть интересной. Удобно совместить с заброской на сплав по Бхоте Коси. Визуально расход воды составляет где-то треть от Бхоте-Коси. На вышеприведенных куске карты можно оценить возможность переброски с Бхоте-Коси на Балефи.

Ниже описание с карты-схемы сплавного района:

Total rafting / Kayaking distances: 18 km

River Days:1-2

Difficulty: River class 3-5

Average Gradient: 1.8%

Estimated Maximum Gradient: 4%

 

From To Rapids Rapid Grade Rafting Stretch
Balephi (670 m) Jalbire     4hrs trek
Chanaute (1000 m) Balephi Room of Doom 4 18 km
Alternate put-in at the bridhe in Jalbire, 3-4 hrs trek from Balephi, for a shorter run. The rapid class is 3+(4-) on this stretch. Can continue down the Sun Koshi.

 

Trisuli

Section: From Betrawati (Alt. 625m) to Narayanghat (Alt.170m)
Distance: 141 km
River Days: 4-7. Class 3+

Мы проезжали мимо на машине. Честно говоря, не знаю что там делать - широкая река, видимо, есть смысл только для рафтинга. Течет в населенной местности.

 

Arun

Section: From Tumlingtar (Alt. 290 m) to Chatra (Alt. 115 m)
Distance: 70 km
River Days: 3 Class 4

Подробности - см. отчет сибиряков по первопрохождению приграничного Аруна, мы на нем не были. Полагаю, у Чарли указан легкий кусок реки.

 

Tamur

Section: From Dobhan (Alt. 630 m) to Chatra (Alt. 115 m)
Distance: 120 km
River Days: 4-6 Class 4

Арун и Тамур соединяются в Чатре. Возможно, есть смысл делать связку.

 

Karnali lower

Section: From Sauli (Alt. 560 m) to Chisapani (Alt. 195 m)
Distance: 180 km
River Days: 5-7 Class 4

Чарли предлагал совершить экспедицию в следующий раз туда. При этом можно арендовать у него рафт и общественное снаряжение. Надо учитывать, что заброска туда-обратно займет 3 дня.

 

Humla Karnali upper

Section: From Simikot (Alt. 2040 m) to Chisapani (Alt. 195 m)
Distance: 385 km
River Days: 16-20 Class 5-

Мда, нехилый перепад и количество дней на реке.

 

Sun Kosi

Section: From Namche Bazar (Alt. 2850 m) to Sun Kosi (Alt. 260 m)
Distance: 100 km
River Days: 10 Class 5

 

Dudh Kosi

Section: From Busti (Alt. 840 m) to Sun Kosi (Alt. 465 m)
Distance: 42 km
River Days: 2 Class 4+

 

Tamba Kosi

Section: From Busti (Alt. 840 m) to Sun Kosi (Alt. 465 m)
Distance: 42 km
River Days: 2 Class 4+

 

6. Дневник путешестия

25 апреля

Лихорадочное утро сборов. С утра успел полчасика удаленно поработать, сделать пару звонков, метнуться за фильтром для воды. Позвонил в "Путник", узнал, что у них есть в продаже спас.конец. Когда приехал - увидел, что за чудо - синтетическая нерастягивающаяся веревка, которой в деревнях вяжут сено. Деваться некуда, купил, ибо свою старую не смог найти. В 12 часов, за минуту до отправления, заскакиваю в электричку на Павелецком вокзале. Все, приключения начинаются. 15:00 - самолет отправляется в Доху, Катар. В 23:45 - уже вылетаем в Катманду.

 

26 апреля

Посадка самолета - 7 утра местного, катмандовского времени. Я несколько дней был в недоумении, пока не открыл для себя, что в других странах время может отличаться от Гринвича не кратно одному часу. В-общем, в Непале летом время отличается от московского на 1 час 45 минут (в плюс). А зимой - плюс 2 часа 45 минут.

Илюха говорит, что местный гид Кумар должен нас встретить в аэропорту. Однако, это не так - российских каякеров никто не встречает. Ладно, пытаемся дозвониться. Выясняется, что у Ильи Билайн не пропускает звонки. Пытаемся позвонить с моего, не получается. Только потом выясняю, что надо было добавить к номеру код страны (+977). Стоящий рядом таксист ради того, чтобы увезти нас, готов на все - с его телефона набираем номер Кумара, Илья коротко переговаривается с ним, передает трубку таксисту и тот выясняет, куда нас везти. В 8 утра мы уже в гостинице Blue Diamond на улице Jatna, в 11 встречаемся с Кумаром. Т.к. до встречи было время, решили прогуляться вокруг, через полчаса - заблудились. Но такси заказывать не пришлось, поплутав, всё-таки нашли гостиницу. Вообще, впечатления от города - предмет отдельного рассказа. Вкратце - прототип Мордора: грязь, толпы людей, коптящих машин, мотоциклов, велорикш, дымящиеся трубы кирпичных заводиков. В 11:00 - в офисе у Кумара. Оформляем пропуска, а так как арендовать каяки решили в Пакхаре, то покупаем билеты на самолет, чтобы сэкономить время и избежать долгой дороги. В 13:15 мы уже грузимся в местный самолет, а меньше чем через час - уже на месте. Добираемся на такси до "Ганеш Каяк Шопа", где владельцем является француз Чарли.

Необычна его история. Вот уже 26 лет прошло, как он был последний раз во Франции. Вначале владел магазином сувениров "Ганеш Шоп", но потом таких магазинчиков стало слишком много. И он приобрел первый каяк (как все-таки мал мир!) у Александра Давыдова. Это синий "Инвайдер" до сих пор жив! Француз женат на местной, уже есть внук .

После осмотра лодок я выбрал МикроБат 250 (лодка для очень больших людей), а Илья - Блисс-Стик Десижн.

 

27 апреля

Сегодня - разминочный день. С утра погрузились в такси, час с небольшим езды вдоль реки вверх по течению и мы, практически не выезжая из пригорода, выгружаемся на реку. Во время поездки водитель показал мост, где он будет ждать нас. Солнце, тепло, легкая река с несложными перекатами - это именно то, что нужно, чтобы прикатать лодки, прочувствовать себя на воде. Жалко что расстояние небольшое - мы сплавлялись по Сети где-то около часа. Оставшиеся полдня провели в прогулках по городу.

Вообще, можно рекомендовать Сети именно для раскатки, если только есть полдня. Например, прилетев в обед из Катманду, можно было бы к трем часам успеть на реку, а в пять - уже вернуться. Целый день тратить все-таки жалко.

 

28 апреля

Встали в 5:40. В 6 часов были у Чарли, загрузились в такси и приехали на автовокзал. Забавно, что отдали 150 рупий, а когда ехали от аэропорта, который расположен рядом - 300. В-общем, торговаться надо всегда. Водитель такси передал нас администратору кричащему дядьке, который указал на автобус и продал билеты за 1050 рупий (ловить на дороге автобус, как оказалось позже - гораздо дешевле). Пока ждем отправки, я вовсю уплетаю местные горячие плюшки с чаем, Илья же пока опасается. Интересно, что чай по умолчанию подают с молоком - чувствуется английская выучка. В 11-30 на автобусе добрались до Гасисари, по дороге познакомились с голландкой, которая вот уже 4 месяца путешествует по Индии и Непалу. Арендовали джип за 1000 рупий, проехали 10 минут, и джип сломался. Я заглянул под капот этой древности - перегорел провод к стартеру, возможно, еще какие-то проблемы, плюс сел аккумулятор. Познания водителя необычайны - он полез отверткой сверху мерять масло. Инструментов нет. Попробовали завести с толкача - не получилось. Илья пошел за следующим джипом. Приехал на более древнй развалине, на ней и доехали до Нади. Съели по порции момо (чем дальше в горы, тем чаще попадаются кости), выпили пиво (ой, не надо было бы), наняли двух портеров за 400 рупий каждый. Наша цель - Бульбуля. 2 часа легкой прогулки - и мы в этой Бульбуля. Портеры дальше отказались идти - типа, здесь все обычно стартуют. По ильюхиным Suunto - высота 910 метров. Высказав им, что мы более сильны, чем они, взяли лодки, шмотки и пошли наверх. Ага, лодочка 20 кг, сплавное барахло, спальник, у меня аптечка, у Ильи фотоаппарат - вроде немного, но Идем на Марсиандичерез некоторое время перерывы становятся чаще. Тропа ушла из долины, где остались носильщики и начала петлять по склонам гор. Вроде увидели неплохое местечко для сплава, но вниз - 100 метров по склону. Неохота использовать веревки и терять высоту. Только тропа превращается в серпантин, а ступеньки ведут куда-то под небо. Я впервые в жизни прочуствовал фразу "пот течет ручьем". От пота промокло все - футболка, шорты, панама. Да и пот перестал быть соленым, просто вода. Хорошо, что с собой мы взяли воды, и покупали в деревушках - точно не помню, но не меньше 2 литров воды выпил. Наконец, в шестом часу мы забрались на перевал. Пока отдыхали, я сходил на край горы, где открылся живописный вид на Аннапурну и на реку Марсианди. Вдали белел порог, я подумал - наверное, оттуда и начнем сплав. Набрали, судя по карте, около 500 метров. А вот после перевала - спуск, где мы сбросили 250-300 метров. Темнело. Илья рассказал о своей мечте (одной из многих, как в дальнейшем оказалось) - переночевать на открытом воздухе, под звездным небом и освещаемые луной. Ну что же, погода нам благоприятствовала - под лунным светом мы спустились к реке, спрыгивая с крестьянских террас. Восьмой час - Илья нашел место рядом с ручьем. Господи, какой тяжелый день оказался. Вместе с тем чувствую какой-то подъем и легкость (угу, это начало моего сброса веса - по итогам похода сбросил 4 кг). Купленная вода кончилась, собрал на ночь фильтр, пристроил его в ручей - утром будет очищенная вода. Второй раз в жизни сплю под открытым небом (первый раз - в детстве с дедом на пасеке).

 

29 апреля

Я встал около 8 утра, а Илья - в 7 часов, успел посмотреть верхний порог. Он очень красивый, большой перепад, но в эту воду не идется - камни натыканы в шахматном порядке, линию движения выбрать невозможно. На завтрак нам двоим достался 1 батончик сникерса и 1 баунти, плюс орехи. Т.к. не взяли котелок для кипячения воды, то просто пьем фильтрованную воду. В 9:15 - стартуем. Сразу же начинается серьезный порог, в котором мы окончательно проснулись. По сравнению с Сети чувствуется наличие хоть небольшого, но груза в корме - лодка чуть заваливается назад, корму подкусывает. Один из первых порогов просмотрели, Илья пошел первым, я фотографировал, он прошел успешно, а вот я умудрился свалиться в опасную щель между двумя громадными камнями. Помню, в какой-то момент я увидел лишь узкую полоску неба над головой. Страх бывает разный, здесь он мне прибавил силы - вылетел я оттуда ошалелый. Обычно Илья идет впереди, я умудрился, когда был лидером один раз прыгнуть без просмотра двух-трехметровый слив. Впечатления необычайные - подъезжаешь к перегибу реки, видишь ровную воду, пытаешься "выглянуть" - что же за порог, а его все нет и нет, и вдруг - бац, это просто такой слив, и ты кувыркаешься в него. Другой раз - с наплыва пройти порожек, и меня опять затянуло в узкую щель между камней. Хорошо, что успел лодку поставить вдоль струи. Около 11 часов были в Нади - т.е. нам на подъем вверх понадобилось 5 часов, а на сплав - не более двух. В Нади позавтракали. Какое удовольствие поглощать обычную еду, если до этого фактически горячую еду ел 20 часов назад. Через час продолжили сплав. Фактически, после Нади есть 2-3 серьезных порога (5 к.с.). Все пороги можно просмотреть с берега, длина порогов - от 50 до 200 метров. В целом реку можно оценить как 4 к.с. с элементами 5. По высокой воде было бы сложнее - сейчас практически нет заварных бочек. Счет оверкилей: 4 у меня, 5 у Ильи. Однако, у меня был достаточно рискованный киль в середине порога. Температура воды - по ощущениям, около 18 градусов. Фактически мы просмотрели лишь несколько порогов, остальное шли с ходу. Получается весело и быстро. В окрестностях Марсианди Первые пороги Марсианди

В 15:45 закончили сплав - ниже начинается строительство электростанции. Решили сплав не продолжать, поскольку река выполаживается, приходится уже грести по ровной воде. Т.е. Чарли говорил, что можно продолжить сплав после электростанции, но после верхних порогов - это не впечатляет. Чтобы вылезти на дорогу, пришлось преодолеть 2 крутых склона, лодки поднимали на веревке. Подъем до дороги дался с трудом - болели намятые после вчерашнего треккинга плечо и бок. 50 метров вверх и 500 по горизонтали заняли у нас около часа.

Поймали джип, загрузили лодки. Столковались на 1500 рупий (задним числом понимаю, что это многовато). Непальцы поражают сплавом любопытства, доброжелательности, и этакой деревенской жадности. Когда мы начали торговаться с водителем, подошедшие чуть ранее строители чего-то сказали ему, а после погрузки - водитель отдал им 20 рупий. Типа, это их заслуга. В небольшом городке - пересадка. Пока начали торговаться с водителем микроавтобуса (заряжал 2000 рупий), подъехал рейсовый автобус, подскочил мальчонка и за 100 рупий (дешевизна!!!) с каждого плюс 100 - за лодки - посадил нас в автобус. Илья со словами: "Всю жисть мечтал проехаться на крыше автобуса",- забрался по лесенке и уселся на крышу автобуса. Через некоторое время я тоже перебрался наверх посмотреть на илюхину мечту. Сверху вид просто чудесный, теплый воздух высушил одежду, чувствуешь комфортно по сравнению с сидением внутри. Однако Илья тут же "порадовал" меня другой мечтой - чтобы пошел ещё и теплый тропический дождь. Так и случилось - за полчаса до Пакхары заблистали молнии, а за 5 км до цели полил дождь. Расплатившись, мы под проливным дождем повязали лодку на машину и погрузились в такси. В 9 вечера мы были в гостинице и благодаря второй мечте Ильи, было что развешивать на балконе.

 

30 апреля

День отдыха. Встали в девятом часу, для поддержки team spitit - утренняя пробежка. Сегодня забежали чуть дальше - всего около 40 минут бега. С осторожностью относимся к местной еде. Сегодня попробовали свежий сок в местном кафе - восхитительно! Я чуток повалялся на кровати, устроил ремонт обуви (как оказалось потом, бессмысленный), отдали в стирку одежду. Илья все расспросил про следующую реку - завтра едем на Модиколу на 3 дня (как оказалось потом - на 2 дня).

День отдыха - пиво Горкха День отдыха - пива Эверест

 

1 мая

В 6:40 - вкусный омлет и чай в невзрачной забегаловке для местных, мы ее потом очень оценили как самое дешевое, но прекрасное место в округе - еще бы, где можно найти порцию вкусных момо (местных пельменей) за 50 рупий (это примерно 22 рубля)? В 7 - пакуемся в такси и с двумя портерами направляемся на Модикхолу, едем полтора часа (40 км) до Nayapul (1070 метров). От Birethandi влево идет река Bhurunghdi Khola, 30 минут вверх по которой можно наблюдать 3 красивых водопада. К сожалению, в нашу воду они не идутся. У Чарли есть живописные фото прыжков на каяке с этих водопадов.Водопады на Бурунди

Дальше с портерами идем через Биретанди, Syauli Bazar, Kilyu, к 17:30 доходим к New Bridge. Поговорив с хозяином гостиницы, выяснили, что австралийцы здесь разделились: трое остались, а четверо пошли до Jhinudanda (Джини). Вот и мы решились - завтра идем дальше. Вечером наблюдаю идиллическую картину, мне доселе невообразимую - местные пацаны играют в волейбол на площадке, приютившейся на краю горы. Стараются изо всех сил - прыжки, блоки, борьба до последнего. Вечером все прильнули к телевизору - смотрят индийский фильм. Одежда у местных, кстати, отличается от Марсианди - здесь почти нет национальной одежды, обычная европейская.

Идем на речку Волейбол в горах Отдых на заброске Вечерние окрестности

 

2 мая

Подъем в 6 утра, все (кроме портеров) уже проснулись, работают. Позавтракав, отправляемся вверх, и через полтора часа оказываемся на горячих источниках: три небольших бассейна с теплой, очень теплой, и горячей водой. Я расслабился в горячей ванне, получил необычайное удовольствие. Но Илья торопит - нельзя расслабляться. Отдаем вещи портерам и стартуем в 9:15. Буквально через 100 метров - очень сложный порог с нетривиальной линией движения. Первый идет Илья - я страхую. У него финальный кусок - другая траектория, нежели планируемая, но красивая. Следом - я. В середине порога киляюсь, плюхаюсь по камням и бревну, как-то непроизвольно отстреливаюсь. Всплываю уже после порога, хватаю весло - лодка ушла... Илья бросает морковку - неудачно, далековато, но, увидев, что до следующего порога я, наверное, не успею доплыть до берега, делаю громадный рывок и хватаюсь за веревку. Встал у правого отвесного берега, Илья переправился на левый берег, бросил морковку, я переплыл на его берег. Буквально через 100 метров - в камнях перед следующим порогом - лодка. Вместе вытащили лодку, отлили. Из потерь - только козырек с моей каски и 2 бутылки чистой воды. Вода очень холодная, я замерз. Но ничего, поплыли дальше. В целом, до Нью Бриджа река изобилует сложными порогами, часто просматриваем, страхуем, делаем фото. В Нью Бридже поднимаемся наверх, закусываем. Портеры идут дальше.

После купания надо грести, чтобы согреться Планирование - залог успеха Моди - достойная река

По малой воде - это легко Не хочу киляться Вперед!

Дальше река немного упрощается, условно с 5 до 4+, а потом и до 4. Препятствия идут практически непрерывно, улова для отдыха есть, но прогонных участков нет, постоянно приходится быть во внимании. Закусываем сникерсами, я себя чувствую неважно - чувствуется, перенапрягся. Расход реки небольшой, кубов 10-20. В 16 часов (о, счастье) - финиш, Биретанди. Ильюха радуется тоже - завершен сплав по очень тяжелой реке. У меня - 5 килей, у Илюхи - 3. Где-то в 3 часа дня обнаружил боковую трещину в лодке - течет понемногу. После этого дважды словил носом лодки камень в сливе, второй раз так, что нос загнулся.

Пока не пришли портеры, обедаем, Илья покупает сувениры. Полшестого - появились портеры, нахмурилось небо и мы быстро пошли до дороги. Уже в такси нас застал сильный дождь с градом.

 

3 мая

День отдыха. Встали в 6:30 (ох уж эти крикливые птицы), получасовая утренняя пробежка, дальше - прогулки, ремонт мелочевки, обеденный сон, обильный ужин "про запас" - похоже, сложилась традиция отъедаться в дни отдыха, а во время сплава "прожигать" внутренние запасы. Пришли к Чарли, принесли лодку - он реально огорчился - Микробат 250 - единственная у него лодка для очень больших людей. Вместо нее беру Гуся.

На улицах Покхары

 

4 мая

В 5 часов утра садимся на такси и едем с портерами до Beni. В 9 утра приехали в Бени, последний час езды - по гравийной дороге. Дальше - пешком около часа по другой стороне Калигандаки, но скоро здесь достроют мост и можно будет забрасываться на машине гораздо дальше. Видим джипы и решили ехать на джипе, поскольку австралийцы пришли пешком в Tatopani в 7 вечера, затемно. 50 минут езды, Илья едет на крыше джипа - очень удобно просматривать реку. Закусываем в лодже и около 12 часов - начинаем пеший подъем. Куча людей занято постройкой дороги до Татапани. Завтра для них будет бесплатное шоу. Тропа идет вдоль реки, практически всем критичные места можно просмотреть по ходу движения. В 15 часов дошли до деревни, благодаря джипу реально съэкономили и время и силы. После обеда - отлеживаемся в теплых источниках. Вода грязней, чем в Модиколе - там практически не было народу, а здесь приходят местные помыться. Жалуюсь еврейской парочке, что пиво дорогое - 180 рупий (примерно 90 руб.) за бутылку. Они отвечают, что в горах наверху бутылка воды стоит 300 рупий. В Татапани только 2 ванны, одна из которых просто невозможно горячая. Вечером Ильюха слегка расслабился за пивом и ромом. А я трескал вкусный тортик.

 

5 мая

Утром в 6 начинают неистово орать петухи, а пол-седьмого встал Илья. Деваться некуда, встаю. Завтракаем с тортиком, собираемся, отдаем вещи портерам и в 9 стартуем. Речка повеселее чем Модикола - расход побольше, уклон хоть и примерно такой же, но падение более равномерное. На "перекате", зазевавшись, позорно киляюсь, встать обычным способом не получается, так как скребусь грудью о камни. Встаю, опираясь о камни - с небольшими последствиями для весла - оно в момент опоры прогнулось, спружинило, но на месте сгиба появилась трещина. Дальше сходу проходим порог, который хотели вчера посмотреть. В принципе, вода так разогналась, что нигде особо не держит. Один порог просмотрели и сделали фотосессию. Второй - с двумя мостиками через большой камень просмотрели, Илья слегка зажег, но смог встать в улове с плавающим дохлым ослом. Последний серьезный порог обнесли (первый обнос в нашей поездке), поскольку для последней ступени требуется приличная страховка - пару человек с морковками, а рисковать особо не хочется. Дальше - веселый сплав по быстрой воде. Наблюдаем с берега буддистский монастырь и службу в нем - песни, красиво одетые люди: Благолепие. В 3 часа подплываем к Бени - по берегам куча купающихся детей. Теплая вода и солнечный день действительно располагают к купанию. Пешком добрались до автобусной станции и вскоре появились портеры. Как сказал один из них - они даже бежали, чтобы нас догнать. Действительно, спина была у него мокрая от пота.

Австралийцы сплавлялись дальше и потратили на речку 2 дня. Но мы не видим в этом необходимости - дальше идет спокойный рафтинговый участок. Сели в такси и через 3 часа - дома. Сплав доставил большое удовольствие, устали не очень сильно, поэтому решаем не делать дня отдыха, а отправиться на следующую речку Мадиколу.

В начале сплава я обнаружил выломанное крепление сиденья в своем каяке, которое пришлось залепить скотчем, чтобы не протекало. А у Чарли поменял "Гуся" на "Сальто".

Первый порог на Калигандаки Небольшой сливчик

 

6 мая

Река Мадикола находится недалеко от города, но в другой долине. И заброска туда осуществляется на джипе. К сожалению, мы не предупредили наших вчерашних портеров о планах, поэтому вместе с джипом приехали 2 пацана лет эдак пятнадцати. Видимо, решили срубить бабла по-быстрому. Кроме того, вообще не знают английского языка. Ладно, в 7 утра стартуем, где-то больше 2 часов трясемся по проселочным дорогам. Дальше мы идем налегке, а мальчишки еле тащатся. Впервые тропа не туристская, ходят только местные. В 12 были в деревне Сауда. Обедаем в хибаре, которую и лоджей-то назвать нельзя. Зато хозяин источает жизнерадостность и гостеприимство. Дожидаемся лодок, кормим ребят. Находится доброхот, который переводит нам, что они дальше не пойдут, просит 600 рупий каждому и ещё на дорогу. Я ругаюсь, отдал по 500 - "easy money". Мы, конечно, балуем таких портеров, блин. Дальше впрягаемся сами, чешем вверх по реке. Узнаю о новой мечте партнера - ночевка без спального барахла вообще. Илюхе не прельщает идея идти по тропе с набором высоты 200 метров (Марсианди, привет!). Решили идти вдоль, благо долина широкая. Пару раз переправляемся на противоположный берег и продолжаем движение. Поднялись примерно на 5-8 километров вверх. Дальше - лениво. В три часа пополудни решили остановиться и устроить лагерь. Натаскали дров, постелили травы под камнем. Ожидаю приключений, ведь мечты сбываются. Илюха успокаивает - делает магические пассы, расталкивая облака от места нашего ночлега. Закусили сникерсом, запалили костер, легли спать. Из Илюхи пока плохой маг - дождь начался примерно в полночь. Под камень затекает вода, достают капли дождя. В 2 часа становится невыносимо - первый вылезает Илюха, распаливает костер, затем я, отогреваемся. Вскоре дождь почти прекратился и мы улеглись просто у костра. Илья это называет "приключения", я мысленно добавляю "на свою задницу". Ничего, "team spirit" - это круто. Периодически пододвигаюсь к угасающему костру.

По тропе вдоль Мади Окрестности Место ночевки

 

7 мая

Встали рано, вроде не холодно, костер практически погас. Позавтракали сникерсами и орехами, запили водой из ручья (второй раз за это путешествие не хватило взятой воды). И в 9 утра - вперед, за новыми приключениями. Вчера во время заноса лодок просматривали порог - сегодня просмотрели и внизу устроили фотосессию. Воды мало, постоянные валы, бочки поначалу сменяются прогонными участками, но периодически попадаются сюрпризы в виде полутора-двухметровых сливов. Скорость большая, основная задача - держать лодку на курсе и не залипать в бочках. Фон - 3 к.с., иногда встречаются более сложные препятствия. Промчались мимо точки, где стоят джипы - дальше просто не знаем, где можно поесть. Постепенно река выполаживается, становится шире. Как утверждает Чарли, место финиша - "big town". Возможно, это была французская шутка. Если бы в 3 часа дня не спросили бы у населения - просвистели бы мимо. Впрочем, восьмой (или девятый) по счету навесной мост действительно отличался от других большими металлическими фермами для тросов. Чудеса продолжаются - как только мы вышли наверх, выяснилось, что "right now" отправляется единственный автобус. Счастливы немеряно, ибо в этом, так сказать, большом городке не видели вообще машин. Уж и не знаю, как часто сюда ходят автобусы. Забираемся на крышу автобуса. И в награду получаем неописуемую экскурсию по Непалу - полтора часа забираемся на перевал по сельской дороге, обнаруживая необычайнейшие виды гор, озер, падающих вниз уступами полей. Водитель делает перерыв в безымянной деревушке, обедаем вместе с остальными пассажирами местной снедью - вареными яйцами, плюшками, пирожками с овощной начинкой. Вечером - мы в городе. В целом мы уже так насытились сплавом, что обсуждаем возможность досрочного отъезда домой. Звоним Кумару, просим поменять билеты на 10 мая, дабы поспеть к канопольным соревнованиям на Сходне.

Мади - первый порог Пройден Мелочь в конце порога

Поскольку надо сплавом сыты по горло, решили съездить в национальный парк Читван, основанный в 1973 году с целью сохранения поголовья носорогов и бенгальских королевских тигров.

 

8 мая

С утра, в 6 часов - едем на такси (3500 рупий) в национальный парк Читван. В 12 часов - мы уже в гостинице в деревне Sauraha на окраине парка и наблюдаем купание погонщиками слонов и купание слонами туристов. Я отлично искупался - оказывается, бывает в реке и теплая вода. Далее - прогулка по центральной улице - знакомство с местными сувенирами, закупка барабанов, чайников. В 3 часа позвонили Кумару, он нас огорчил - поменять билеты невозможно. Ну что же, значит, приключения продолжаются. Подписались на прогулку на слонах. А вот от прогулки на лодке вниз по реке и дальнейшей пешей прогулки отказались. Гостиница у нас стоила 700 рупий за номер, при этом менеджер сообщил, что в глубине парка, фактически на территории заповедника, есть эксклюзивная гостиница за 250 долларов в день. Нет, нам эксклюзива не нужно. Уже потом я выяснил, что есть несколько гостиниц на территории парка ценой от 100 до 250 долларов.

Забавно, по поселку (городом это я назвать никак не могу) установлено несколько платформ на трехметровой высоте. Это вместо автобусной остановки - к платформе задом подводят слона, забираешься по лестнице, переходишь на спину слона и садишься в "кабину". Скорость передвижения небольшая - не больше 3км в час, если бы не неудобство сидения, можно было бы поспать, пока двигались к парку. В лесу видели оленей, носорогов, обезьян, в речке - несколько крокодилов. И ещё меня подивили необычайно кричащие птицы. Одна по повадкам похожа на кукушку, другая - на сороку, только они орут в несколько раз громче.

Вечером по заказу туристов - романтический розовый закат. Необычайное умиротворение, сопровождающееся поглощением момо и пива. Ночью в гостинице сон прерывался, как обычно, уличными шумами кричащих птиц и комарами.

 

9 мая

Подъем в 4:40, в 5:20 - микроавтобус в Катманду. В 10 часов мы уже у Кумара, решаем вопросы с речками, съездили за лодками. Илья взял Риот Магнум 72, а я Персепшен Фат. Как оказалось потом, у Магнума слишком маленькое высота сзади за сиденьем - туда не вошел фотобокс, и Илья сплавлялся по сложнейшей реке с боксом между ног. Фат же показал себя достаточно забавной лодкой - передок у неё слаломный, что позволяло мне буквально убегать от препятствий (после того, как я с ней освоился), но длинная и корма, если не разогнался, подкусывалась постоянно. Вместе с хозяином лодок обсуждаем возможные варианты сплава. Они предлагают первый день раскататься на простом участке Бхота-Коси (после плотины), потом от 95-го километра, а на третий день - поехать на Балефи.

В 17 часов встречаемся с Машей Савиной, слушаем её рассказы про жизнь экскурсовода в Непале, про страшную болезнь лямлию и соловьями заливаемся, рассказывая про наши приключения.

 

10 мая

Вчера посидели в ресторане хорошо, отлично боролись с лямлией с помощью алкоголесодержащих лекарств разной крепости, поэтому встали поздновато - около 7 часов. Наняли пару велорикш за 100 рупий каждый, доехали до автовокзала. На вокзале случился неприятный инцидент - у меня не было мелких денег, и я дал молодому рикше 1000 рупий. Он "включил тупого" и не давал сдачи. Поскандалив, с помощью водителей восстановили справедливость. За билеты до Барабисе отдали 420 рупий (учитывая то, что ехать 80 км), а за лодки - уже пацаненку-кондуктору в автобусе ещё 200 рупий. Выехали в восемь, в Барабисе были после двенадцати. Да, да, да - скорость на автобусе в среднем составляет около 25 км/ч (с учетом обычно одного большого перекура и множества мелких остановок). В Барабисе подвязался "помочь" за 50 рупий старичок с тележкой - мы от одной автостоянки перешли через мост на другую автостоянку, погрузились еще в один автобус. Билет взяли до Ларца-бридж. Между собой порешили - как станет очень страшно - просим остановить автобус и начнем сплавляться. Честно говоря, мне было страшно уже в Катманду, когда почитал книжку "Белые реки Непала". Но очень стало страшно, когда увидели мегапорог где-то в районе сотого километра. Когда, видимо, очко дрогнуло даже у Ильи, мы отчаянно застучали по крыше автобуса. Честно говоря, я так и не понял - выгрузились мы около Ларца-бриджа или все-таки ниже (Судя по карте, все-таки ниже Ларца-бридж на 1-2 километра). В 14 часов мы были на реке. Понятное дело, прибежали детишки, мы их угостили печеньями. О потом появилась сумасшедшая старуха, которая начала "грузить" Илюху словами, что не надо сплавляться, очень опасно и т.п. Отдали ей консервы, вроде бы успокоилась. Но Илья, похоже, впечатлился.

В 14:30 - старт. Впервые мы так поздно начинаем сплав, к тому же по самой сложной реке. Подъехали к первому порогу, осматриваем. Я решаю занести первую часть - лодка пока непривычная для меня, линзы периодически замывает, и ещё 33 причины. В-общем, я боюсь. Беру фотоаппарат и устраиваю армянскую страховку ("Я тэбя вижу"). Первую часть Илья прошел великолепно. Река огласилась криками, похожими на крики первобытного мужика, который впервые завалил мамонта. Вторая часть вроде попроще, но Илюху потрепала. Я отдал фотоаппарат и прыгнул последний слив. В целом, здорово, что сейчас уровень реки низкий. По высокой воде этот порог нужно заносить или ставить мегастраховку.

Первый порог на Бхоте Коси - вид сверху Первый порог на Бхоте Коси - вид снизу Первый пошел

Второй тоже ничего

Дальше началась работа в стиле: мелкие "срани" плывем сходу, подозрительные - осматриваем (если успеваем зачалиться). Я, как ни странно, освоился и с лодкой и с рекой. Персепшен Фат - лодка для шустрых толстяков, я на ней резво и успешно убегал от бочек. По ходу сплава Илья сформулировал новый рецепт надежного сплава: "Если не хочешь отстреливаться, положи между ног кейс с дорогим фотоаппаратом. Во-первых, отстрелиться не захочется, а во-вторых, может быть и не получиться". В 17 часов, поразмышляв - успеем или нет, въезжаем в каньон. Около 18 часов на выходном пороге из ущелья Илью река слегка покувыркала по камням. После этого Илья предлагает вылазить наверх (угу, столбики на дороге наверху еле видно, 50 м вверх по сыпухе). У меня силы для сплава есть, но кто его знает, где будет еще доступный выход наверх, ведь скоро будет темнеть. Ладно, потопали. Через 20-30 метров вверх находим тропу и уже по тропе выходим к деревушке. В семь вечера уже темнеет. Мимо нас проезжают мотоциклисты, мы спрашиваем, далеко ли до гостиницы. Нет, отвечают, километра два. Угу, топаем. Неожиданно на мотоцикле навстречу приезжает чувак из гостиницы. Спрашивает: "дойдете?". Мы (бодрым голосом): "Не вопрос, мы вообще просто прогуляться решили". Через 200 метров (о счастье) чувак находит джип, который нас бесплатно подвозит до гостиницы. Оглядываю территорию - да это же просто рай земной. Успели принять душ, как вдруг начинается какая-то суматоха. Выясняется, что недалеко, ниже по реке, упал в пропасть автобус. По слухам, в автобусе было 60 человек. Подрываемся вместе со всеми, садимся в подвернувшийся джип и едем. По дороге познакомились с американским хозяином машины, Эдвардом Вайном из Колорадо и его сыном. Жутким голосом он рассказывает, что надо обязательно одеть перчатки, будет море крови, но мы должны держаться и быть осторожными. Несколько раз спрашивает, знаем ли мы "ОуСиПи"? Только через несколько минут разъяснений я понимаю, что речь идет о массаже сердца и искусственном дыхании. "Ага", - отвечаю я, - "Ай хэв практис", вспоминая про манекен на соревнованиях в "Ленд Ровер Челлендж". Эдвард летит по горной дороге на Тойоте Лендкрузере как метеор. Подъезжаем к месту аварии. Видим, что автобус катился метров 30 по склону и упал в реку, осталось над водой сантиметров 30. Эдвард спрашивает: "все ли проверили?" Ему отвечают, что да, в автобусе никого нет, раненых тоже увезли. Все равно спускаемся вниз, светим фонарями, но никого не видно. Эдвард подрывается ехать дальше - проверить на каком-либо тихом повороте реки, может кого-то туда принесет. Все относятся скептично, но едут. Вначале в Барабисе, потом к плотине. Безрезультатно. Ну, что делать, возвращаемся обратно. Илюха покупает бутылку водки, вместе кушаем, выпиваем и ведем беседу. Оказывается, Эдвард является директором фонда "Бридж оф лайф" и они с сыном приехали 6 лет назад на джипе в Сербию восстанавливать школы. А недавно оттуда своим ходом ехал через Болгарию, Турцию, Грузию, Азербайджан, Казахстан приехал в Непал открывать школу. В июне будет в Москве. Подозреваю, что приедет на своем джипе. Хорошо посидели, потратили пол-литра водки на борьбу с лямлией.

 

11 мая

Я впервые встаю раньше Ильи, в 6:30. Завтракаем, договариваемся с местными гидами, что вместе поедем осматривать берега на предмет поиска людей. Один рафт начнет сплав от автобуса, а мы примерно в 9 часов стартуем с двумя гидами от отеля. Мне доставляет большое удовольствие сплав от этого места - во-первых, без вещей, во-вторых, с гидами веселей. По сравнению со вчерашним сплавом - это просто развлечение. Первым идет местный парень, затем Илья, потом я, а замыкает движение - второй гид на Вуду. В первом же серьезном пороге первый залипает в бочке, мы с Илюхой пролетаем до конца порога. Зачалившись в улова видим второго гида, который плывет отдельно от лодки. Офигеть. Вот это гиды. Ладно, зачалили лодку. Выясняется, что у него сломалось весло. Благо, у нас есть 2 илюхины запаски, собираем одну для парня. Доплыли до автобуса. Так как кабина заполнена полностью водой, я подумал, что есть вероятность, что там могли остаться трупы. Залезаю на крышу, осторожно вскрываю её - лист железа легко отрывается. Относительно легко отдирается обшивка. Осторожно шарю руками в глубине, нащупываю что-то склизкое. Достаю мешок торговца, вытаскиваю тряпки. Под ним ничего нет. Ладно, продолжаем сплав. На примерно 15-километровом участке есть несколько отличных порогов. Ближе к Барабисе становится проще. Кстати, после Барабисе впадает Sun Koshi и дальше по карте формально река так и называется - Сун-Коси (или Сан-Коси?). Проплываем мимо похоронной процессии: на берегу реки жгут погребальный костер - хоронят кого-то из вчерашних погибших пассажиров.

Как утверждается в путеводителе, чтобы полностью сжечь труп, требуется 400 килограммов древесины. Не верю, что непальцы используют столько дров.

Параллельно со сплавом осматриваем берега на предмет нахождения чего-либо или кого-либо из автобуса. После 11 часов финишируем у дамбы, тепло прощаемся с уезжающими на джипе американцами. Ребята на рафте подобрали 1 рюкзак и мешок с сухим молоком.

Долго ждем какого-то автобуса, не дожидаемся и ловим грузовик, загружаем лодки и рафт, едем на базу. Рюкзак в Барабисе отдается местным, обедаем в местной забегаловке вместе с гидами. А ведь ещё вчера мы побрезговали зайти туда. Один гид заказывает местную (наверное, рисовую) самогонку. Мы тоже её дегустируем: "слабовата, у меня отец лучше готовит". В Барабисе - ощущение погрома: побитые автобусы, сожженные покрышки, полиция с пластиковыми щитами и дубинками. Выясняется, что в городе всего лишь 1 врач. Вчера погибло 7 человек, 5 пропало без вести, 24 человека живы, но много раненых. Поскольку врач не справлялся, жители начали уговаривать водителей отвезти раненых родственников в другой город. Не знаю по какой причине - то забесплатно, то ли ещё что, но водители отказались. Разгневанные жители выместили обиду на автобусах.

В 14 часов - мы на базе. Я бы ещё раз проехался бы этот кусок. Меня распирает от удовольствия. Но Илья сыт сплавом настолько, что решаемся завтра ехать в Катманду, не сплавляясь по Балефи.

Вечером продолжается профилактическая борьба с лямлией с помощью поллитра водки.

 

12 мая

С утра без завтрака рассчитываемся с хозяевами и выходим на дорогу - ловить попутный транспорт. Через час останавливаем грузовик, грузим в фургон лодки, а сами садимся в кабины. Вместе с остальными пассажирами нас в кабине - семеро. По приезду в Барабисе водитель не хочет брать от нас деньги. Но ничего, я оставил 50 рупий. Дальше грузим лодки на крышу автобуса, садимся на крышу. И - прощайте реки, спортивная часть похода завершена.

 

7. Заключение

Честно признаюсь, такого интенсивного и контрастного отдыха у меня никогда не было. Сейчас осознаю, что для сплава в нашем режиме было бы достаточно двух недель. Что бы я хотел ещё раз пройти? Безусловно, Моди-Кхолу - хочу поплескаться в ванне горячего источника и чисто пройти первый порог. Безусловно Марсианди - люблю бесшабашный сплав, когда практически не нужно просматривать реку, полную интересных сюрпризов. Конечно, Бхота-Коси - очень техничная и сложная река вверху, и очень веселая внизу. Что еще хочется? Хочется экспедиции по Трисули или по Аруну. Правда, не думаю, что когда-нибудь у меня будет возможность прожить почти 2 месяца, как сибиряки под руководством Ковалевского. Впрочем, сравнивая стиль нашего сплава и описания в Whitewater Nepal, понимаешь, что скорость нашего сплава по несложным участкам была в полтора раза быстрее.

Ждем завтрака в Покхаре

 

8. Материалы

Отсканированные материалы

  1. Таблица годового расхода Sun Kosi ;
  2. Таблица годового расхода Bhote Kosi и Balephi;
  3. Таблица расстояний между городами Непала;
  4. Карта рек Bhote Kosi и Balephi: малое разрешение, большое разрешение, Название карты: Rafting and Kayaking on the Sun Kosi, Bhote Kosi, Baleph Khola. Масштаб 1:250 000, вертикали через 500 метров.
  5. Карта реки Modi Khola: малое разрешение, большое разрешение, Название карты: Ghorepani Ghandruk; Подзагаловок: Annapurna conservation area. Масштаб 1:50 000, вертикали через 40 метров.
  6. Реки Modi Khola и Kaligandaki на одном листе (карта та же): большое разрешение ( 1.8 Мб).
  7. Район Покхары (малое разрешение (580 Kb), большое разрешение (2 Mb)): Сети, Моди-Кхола, Калигандаки, Мади-Кхола.

Прочая литература:

  • Путеводитель Полиглот. Непал. АЯКС-ПРЕСС, Москва, 2004. ISBN 5-94161-098-X ;
  • Отчет сибиряков по первопрохождению приграничного Аруна.

Оцените данную статью:

1 2 3 4 5

 

статистика

Все о бурной воде

наши друзья


Окуловский Слаломный Канал Академия Белой Воды ЭКОТУРСЕРВИС: походы в Карелии - отдых, путешествия и приключения Kayaknroll.ru Гималайский Клуб Рафтеров и Каякеров России Клуб водного туризма