на главную
на главную
+7 (495) 125-33-97      +7 (903) 119-54-58
 

русский
english
          о клубе
сотрудники
состав
направления
вопрос-ответ
контакты

магазин
спорт
туры
фото-видео
разное
форум

горячие новости клуба

 26.06.2017 Собрание по туру в Швецию!
 22.06.2017 НОВЫЙ СОНЧ в сентябре!
 21.06.2017 ШАНЯ РИВЕР - 2017!!!
 21.06.2017 ВЗНОСЫ за июль!!!
 20.06.2017 Летние слаломные сборы в Чехии! Прием заявок!

правила

  Правила хранения личных лодок в эллинге и бассейне

  Правила пользования клубным компьютером

  Правила жизни на базе "Буревестник"

расписания

Расписание тренировок на зимний сезон 2016-2017

календарь событий

План мероприятий спортивного клуба "Три Стихии" на сезон 2017

ближайшее событие:

  07.07.2017 *Обучающий трип по порогам Петиальвена ШВЕЦИЯ

  07.07.2017 Родео-лагерь в Швеции

 Кубок России по кануполо III тур

 Окуловский слалом

 Международные соревнования по кануполо в Тракае

 Шаня-Ривер 2017

 Сияк тур по Ладожским шхерам + каналы Питера

 Выезд выходного дня в Окуловку

фотогалерея

007

главная

туры

НОРВЕГИЯ глазами каякеров

 

НОРВЕГИЯ глазами каякеров

Юлия Моторина:
   2-4 августа. Отъезд-приезд.

    В свете фар через дорогу метнулись два молодых лося, но не убежали в лес, а остановились у обочины. Их плюшевые морды вытянулись в сторону проезжающих по их земле двух белых автобусов "Форд Транзит".
    Знакомьтесь, вот она - желанная, долгожданная, сказочная Норвегия, о которой мы мечтали столько дней, отмечали дни на календаре, куда стремились, несмотря ни на какие "подарки" судьбы. Позади оформление паспортов в экстремально малые сроки, ожидание приглашения от норвежских друзей, постоянно находящихся в разъездах, получение виз в посольстве не за семь дней, а за пять. И вот в ночи мы забираемся по грунтовке в горы, на верх Форры, где, по достоверным сведениям, отличный дикий паркинг.
    
    Как обычно, выезд назначен на 19 часов пятницы. На этот раз почти все без опозданий, но упаковываемся долго, вяжем лодки, потом под дождем торчим в пробке и о ужас! не успеваем в традиционный МакДональдс в Клину. Придется сегодня отужинать в Зеленограде.
    Ночь выдалась ужасная. Автобус Руслана веселился до утра, включал нам в рацию песни Боярского, пил пиво и другие напитки, а мы прилично спали. Но сон наш безжалостно прерывал стук амортизаторов в нашем несчастном Buse. Каждая яма и выбоина на несравненной трассе Москва-Петербург отдавалась стуком прямо под сердце и казалось, что вот-вот и что-то отломится. Поэтому в северной столице мы немедленно посетили автомобильный комплекс "Маршал", где приобрели новые амортизаторы, которые тут же славный Леха Савинов установил.
    Потом "великолепный" штурман Виктор долго возил нас по Питеру, утверждая, что он знает все дороги. Наконец, мы выбрались на трассу до Выборга, и уже очень скоро нас считали важные и деловитые пограничники. Нашу таможню преодолели довольно быстро, правда, нас заставили написать перечень вывозимого снаряжения. Заглянули в автобусы, поглядели на наши рюкзаки и гермы, поинтересовались, не везем ли мы кого-нибудь, спрятанного в лодках наверху, и ненавязчиво намекнули, что придется, может, все развязать, чтоб убедиться в нашей честности. Но лица у нас были довольно безобидные, поэтому отпустили без всяких взносов. В DUTY FREE сделали небольшой запас элитных спиртных напитков и без происшествий (если не считать приобретения на финской таможне GREEN карты по 100 евро на машину, которые по забывчивости не купили в Москве) попали в Финляндию. Итак, включаем ближний свет, необходимый в Европе, и едем по чудесному асфальту, ровному, гладкому, без единой заплаточки, не едем, а мчимся. Все вокруг красиво, ухожено. Аккуратные домики, зеленые лужайки, живая изгородь, заменяющая забор.… Расстраивает только табло на заправке - дизель стоит почти 1 евро.
    Место для ночевки нашли очень быстро. Небольшая асфальтированная площадка на берегу озера, по соседству яхта на подставке. Мы поставили палаточки, поужинали, выпили по стаканчику напитков, купленных по смешным ценам в DUTY FREE, а утром быстро собрались и, за час-полтора проехав 110 километров, попали в Ваасу, откуда заказанный еще в Москве паром RG-LINE "CASINO" нас отвез в Швецию. Незаметно пролетели 4,5 часа на корабле, где мы, покушав пиццы и рыбного "шведского стола", играли на палубе в слона, ножки, чем привлекли интерес и внимание людей (граждан других государств). Прибыли в Умею в 16.30 по шведскому и норвежскому времени, перевели свои часы на местное время и по автобану помчались через Швецию. О Швеции мне трудно высказать определенное мнение, потому что то, что я видела из окна, вряд ли отражает всю страну. В основном красно-коричневые с белыми наличниками дома в национальном стиле, разбросанные по холмистой местности. Слева море, справа горнолыжные склоны. Ухожено, красиво, но довольно однообразно.
    Когда я проснулась, мы были уже в Норвегии. Таращу глаза в темноту. Вот она - волшебная страна, о которой так много нам рассказывали. "Ты видела лосей?" - кричит мне Катерина Подгорнова в рацию.
    И это только начало. 4 августа, воскресенье.
    
    

Екатерина Подгорнова, каякер:
   5 августа. Река Форра.

    Утро пятого августа началось для нас ночью.
    В 1.30 мы прибыли на место нашей первой стоянки - в райский норвежский уголок на берегу р. Форра. Наиболее ответственные и страждущие члены экспедиции не смогли упустить такую "редкую" возможность и отметили приезд прославленным клубным напитком. После чего бойцы удалились спать.
    Утром все были приятно удивлены(ФотоСтоянка) необычностью нашей стоянки: поленница дров, кострище, покрытые лаком столы и скамейки, мусорный бак и самое главное туалет - огромный, чистый домик с ослепительно белым унитазом.
    После роскошного завтрака мы резво загрузились в автобусы и тронулись покорять нижнюю Форру. Несмотря на все старания г-на Шишкова и Натальи, умело нагнетающих страх, желающих пропустить первый день водной феерии не нашлось даже среди женской половины нашей экспедиции.
    Сделав пару остановок в дороге дабы заглянуть в русло реки, мы все-таки добрались до конца верхней Форры. Съев всю малину и землянику в радиусе 3-х метров вокруг остановки автобусов, быстренько загидрились и ломанулись вниз к реке.
    Оставив бесплодные попытки сделать общий постановочный кадр на фоне последнего порожка верхней Форры (лодки бессовестно расплывались в разные стороны совершенно не считаясь с желаниями их хозяев), в12.45 мы тронулись в путь.
    Все начиналось очень радостно. Три небольшие ступеньки первого порожка немного или намного меньше метра (мы как всегда разошлись в высотной оценке) мы преодолели без потерь. Четыре переворота, сделанные наиболее опытными участниками флотилии, только добавили красок первому дню сплава.
    Дальнейший участок пути не заслуживает долгих описаний. Скажу только, что скрестись по камням или шагать пешком по воде с лодкой на привязи, оказывается не самое мое любимое занятие.
    В 14.30 мы увидели наши горячо любимые автобусы и закончили первую часть пути маленьким зигзагообразным сливчиком.
    Далее мы отправились к водопаду высотой, на мой взгляд, метров двадцати. Фотографии, прыжки в воду, перекус - стандартная программа завершена. Мы взобрались на крыши автобусов (кому места хватило) и рванули кататься на порожек, находящийся чуть выше лагеря. Он состоял из двух сливов: первый - метр с маленьким хвостиком в высоту и второй - просто маленький хвостик.
    Особенно отличился Илюха, позировавший минут пять в вертикально воткнувшейся под сливом лодке и супер-пупер Шишков, перевернувшийся там же.
    Далее все по плану: ужин, текила, мартини, коньяк, волейбол (вернее "картошка"), видеосалон в свинобасе (свинобас - автобус Руса, получивший прозвище благодаря свинообразным пассажирам), чай, новые шишковские страшилки, нацеленные уже на завтрашний день.

Кирилл Подгорнов, каноист:
   6 августа. Ннижняя Форра.

    После вчерашнего разминочного сплава по нижней Форре народ горел желанием попробовать себя на по-настоящему сложной воде. Правда, рассказы Илюхи и Макса, не поленившихся прогуляться пару километров вниз по течению до первых порогов (отчасти от любви к рыбе, но, наверное, все-таки больше из любопытства), а также осторожные прогнозы Шишкова, слегка насторожили группу.
    Погода была великолепной. Запасшись GPS, диктофоном, аппаратурой и запасными веслами, 11 каякеров, разбившись на группы, отправились вниз по течению.
    После несложных двух километров сплава по мелкой, с изобилием острых камней, реке, берега стали сужаться и приобретать каньонообразный характер.
    Мы подошли к первому порогу - ступени высотой около двух метров. После довольно долгого просмотра, все прошли его без особых проблем. Второй порог был более сложным: косая горка высотой метра 2,5 с прохождением между тремя зубьями. По более высокой воде горка была бы проще (позже, по возвращению домой, я посмотрел прошлогодние геолинковские фотографии- зубья были закрыты полностью). По нашей же воде, уйти от камней не получалось, что не помешало нам ценой всего лишь нескольких переворотов с легкостью преодолеть это первое более-менее сложное препятствие.
    Далее, после преодоления нескольких не очень сложных порожков, на одном из которых вылез Андрюха, а я погнул весло, мы подошли к первому водопаду. Желающих прыгнуть каскад из двух ступеней, падающего с более чем 10 метровой высоты, не нашлось. Поэтому прыгнули только вторую ступень с небольшой каменной полочки. Метрах в двухстах ниже водопада, после прыжка с великолепной горки высотой метра 2 с небольшим, мы подошли к препятствию, которое опять было решено обнести. Вода горкой падала с высоты порядка 4-х метров с обратным подсосом внизу. Вдобавок, в струе внизу был смутно виден зуб. Было решено, что желающие могут пройти порог слева, где по узкой полочке часть воды обтекала основной слив, падая затем с 4-метровой высоты уже ниже основного слива. Остальные же просто попрыгали со скалы в улов за порогом под правым берегом.

Пока народ решал, кто и откуда будет прыгать и готовил камеры для съемки, неожиданно для всех,- это потом уже народ привык к его безрассудной храбрости, граничащей с самопожертвованием и полному отказу от какой-либо страховки,- в начале порога показался Виктор. Прогромыхав по камням, он свалился с полки гораздо ближе, чем планировалось, и в результате заклинился в камнях метрах в 2-х от основного слива. После судорожного барахтанья и более чем динамичной гребли, он благополучно зашел в правую суводь. Гораздо удачнее прошли Шишков, Савинов и Василий. Препятствия усложнялись и шли одно за другим. Чуть позже, на горке 4-х метровой высоты, поочередно нужно было уйти от нескольких зубьев. Учитывая, что вся струя валила прямо на них, и оценивая шансы на благополучный исход как 40 к 60, и также принимая во внимание, что сразу за горкой нас ждал 2,5 метровый слив с обратным подсосом, первую часть порога решили обнести.2,5 метровый слив все, за исключением Савинова, прошли без приключений. Леху же подсосало обратно, где после неудачной попытки скрутить серию лупов он покинул судно. Ниже водопада в несложном, но корявом порожке, Макс, потеряв весло, показал класс встав руками и стремительно зачалившись сразу за порогом.
    После недолгого перекуса (вы когда-нибудь пытались съесть Сникерс, ничем его не запивая?) и безуспешных попыток найти в пороге весло Макса мы продолжили сплав.
    Далее, согласно уверениям Шишкова, река должна была выполаживаться и все, доверчиво поверив лидеру и забыв о том, что первые 2,7 км реки мы прошли более чем за 4 часа, а плыть предстояло еще километра 3,5- 4, слегка расслабились. Напрасно. Река не становилась проще. Следующий 10-метровый водопад через всю реку после недолгого размышления тоже решено было обнести - слишком малый поток означал прыжок в стоячую воду(ФотоВодопад), что, впрочем, не смущало некоторых участников сплава. Однако, Леха Шишков погасил все колебания обещанием отправить смельчаков домой за их счет. Начали обносить лодки по левому берегу, поочередно спуская их по веревке вниз. Здесь, второй раз за день, Леху Савинова подстерегала опасность. Принимая внизу очередную лодку, он услышал жуткий вопль Шишкова и с интересом посмотрел наверх, машинально отмахнувшись от Сашиного "Флая", неосторожно упущенного мной в десяти метрах выше по склону. Судьба была благосклонна к Лехе, сохраняя его для новых приключений. Без единой царапины он продолжил сплав.
    Солнце уже начало скрываться за горами. Все уже начали уставать. Наверное, больше морально - слишком много препятствий. Начало сказываться постоянное напряжение. Порогов уже не хотелось. Шишков не помнил, сколько еще плыть, но все время настойчиво твердил, что река вот-вот начнет выполаживаться. Почему-то ему никто не верил. Пара великолепных, по настоящему фановых порогов заставила всех забыть об усталости. Первый - косая 3-4 метровая горка направо, сразу за небольшой, с изобилием камней, шиверой. Зажгли Макс с Виктором, соответственно съехав с горки кормой и боком.
    Второй порог был простой слив высотой около трех метров. Здесь отличился Саня, продемонстрировав великолепный буф. Постепенно напряжение уходило, и все стали просто получать удовольствие от воды. Это был по-настоящему игровой сплав! Река, словно почувствовав, что нам нужна передышка, действительно выположилась и примерно 1,5-2 км мы сплавлялись по простым шиверкам. Вниз по течению стала проглядываться долина левого притока, впереди появился пешеходный мост через реку - ориентир заключительного препятствия - порога, пройденного в прошлом году только Арсеном. Зачалившись у скалы, в нескольких метрах над порогом, мы пошли смотреть. Порог представлял собой метровый слив на левом повороте реки (здесь вся река устремлялась в щель шириной метра 2). Через несколько метров вода падала со второго слива высотой где-то около 2-х метров, образуя под левым берегом непроносной котел. Далее, после примерно 10 метров спокойной текучки, река делилась на две протоки - левая простой маловодный 3-х метровый слив, правая- более сложный, с навалом на скалу, слив двумя ступеньками. За обоими сливами нас ожидало озерцо и восторженные зрительницы - две Кати, Юлька и Света. Была налажена страховка (как потом оказалось - не напрасно) и все поочередно прошли порог. Руслан, работая живцом, выдернул из котла Наталью, Сашу и Леху Савинова. Последний упирался, не желая вылезать. Видимо, хотел потренировать свой коронный элемент - луп, но Рус был упрямей, и лупы были отложены до лучших времен.
    Усталые, но довольные мы вернулись в лагерь. Дальнейшее вспоминается с трудом. Помню перцовку с привкусом шампуня, лимон с привкусом текилы, безудержные пляски с разбрасыванием салата, во время особенно удавшихся куплетов и задумчивые взгляды Макса со Светкой, сидящих неподалеку за костром.
    Так закончился наш второй день на Форре. Это было только начало поездки. Впереди нас ждала Шуя.

Макс Скороходов:
   День 6-й. Река Шуя.

    После "разминочной" речки Форра, на которой, по словам ряда московских прорайдеров, нам должно было крепко навтыкать, решено было расслабиться. Да и девочек пора было покатать. Вот мы и подумали, что "троечная" Шуя будет кстати.
    Конечно, некоторые сомнения в простоте реки возникли при осмотре одной симпатичной "жопы" у самого лагеря. Она тянула на полноценную пятерку. Но нас бесшабашных это уже не могло остановить.
    Взяв каяки и рафт, мы заехали наверх. Вначале осмотрели верхний каньон и водопад. Зрелище впечатляющее. А водопад, так вообще место, где престарелый каякер может красиво свести счеты с жизнью.
    Потом глянули порог. Одна мощная бочка через всю реку, за ней плес метров тридцать. Потом еще несколько бочек у разных берегов. И в конце бочка по самому центру. Где-то в ней в прошлом году Леха Шишков крутил лупы на Векторе.
    Начали готовиться к старту. Каякеры должны были прыгать со скалы, а рафт - стартовать с плиты, уходящей в воду.
    Пока готовились, на берегах собралась толпа иностранцев. Сомкнула ряды, сопит и смотрит. Аккуратно, как гусеница (с). Но к нам не обращается. Боится, наверное, этих сумасшедших в несвежем неопрене.
    Первым сорвался Виктор. Вдруг схватил каяк, весло - и к скале. Мы даже камеру достать не успели, как он уже сиганул вниз.
    Небольшое колбасиво в первой бочке. Киль. Удачный эскимос за ней. Попытка уйти в улово у левого берега. И вот каяк, радуя глаз краснотой дна, уходит за поворот.***


    *** События глазами иностранцев
    Кучка странных существ копошится у воды. Вдруг один из них вскакивает и бросается вниз. Там всерьез борется со стихией.
    Остальные, напротив, меланхоличны. Наблюдают.
    Перевернутый каяк скрылся вдали. Все, облегченно вздохнув, возвращаются к повседневным делам.
    Занавес

    Из-за поворота пришли вести. Виктор отстрелился и вылез, каяк ушел покорять водопады.
    Минут через десять накачали рафт. Теперь пошел он.
    Тоже не без приключений. Девы гребли неслаженно, но шустро. А вот мужички подкачали. Руслан потерял весло, а силномогучему сэнсэю и вовсе стало душно. Так что он быстренько освежился, а заодно полазил по ближайшим скалам. Но девы все же рафт зачалили. Видать очень не хотелось в водопады.
    Теперь настал черед каякеров. Со скалы прыгать не стали, а пугливо начали из улова за первой бочкой. Впрочем, плыли недолго.
    По рассказам очевидцев из-за поворота показалось много красивых, разноцветных каяков. И днища их сверкали и искрились. А вот каякеров вначале было мало. Они с интересом изучали пучину.
    Потом зажег маститый Савинов. Скрутил серию зажигательных лупов. Причем каяку это так понравилось, что он продолжил бесноваться уже без наездника. Пришлось укрощать безобразника и тащить вон из воды.
    Но несмотря ни на что, все спаслись. Только еще один каяк был отправлен на разведку каньонов.
    Дальше остатки непотопляемой армады пошли осторожно. След в след. И благополучно зачалились перед первым водопадом.
    После обноса водопадов сели думать. Каяки в каньон решено было не сувать, а пойти дальше на рафте.
    Недолгая подготовка (2-3 часа :)) и рафт спущен вниз, гребцы на баллонах, тронулись.
    Мы быстро поняли, что правильно сделали, не взяв сюда каяки. Небольшие косые бочки (так казалось сверху) превратились в аппетитные, румяные попы. Здесь даже на рафте пришлось поупираться.
    Да, непросто переходить от крикинга на большую воду.
    Чуть расслабившись после каньона, увидели каяк Виктора, лежащий на правом берегу, за которым сам Виктор гнался на протяжении нескольких часов и выловил его километром ниже каньона.
    Далее река стала проще. Мы уже больше смотрели по сторонам, ища уплывшие весла и каяк разведки. Кой-чего отловили. А каяк оставил записку (емкость непотопляемости):
    "Водопады осмотрел тчк Впечатляют зпт нах тчк Пошел дальше тчк До встречи в Атлантике тчк Цалую"
    Вскоре достигли моста, где в прошлом году наши коллеги из Геолинка заканчивали сплав. Нам, в принципе, дальше. Но после осмотра реки решили, что проще прогуляться пешком.
    Скоро были уже в лагере. Там, как обычно, лихо закусили, попытались навязать немного лыка впрок (опять не вышло) и отправились в люлю, прыгать с тридцатиметровых водопадов.

Клочков Илья:
   9 августа. Река Шоя.

    День начался с плохой солнечной погоды. Восемь часов утра. Внутренний будильник поднимает меня на ноги. В памяти всплывают воспоминания вчерашнего дня, полного различных событий. Главное для всех нас - это потеря "Вектора". С момента его исчезновения у меня появляется мысль, что лодку обязательно найдем, хотя на ее пути несколько километров сложных порогов, состоящих из трех ужасных водопадов и прочих дряней.
    Итак, хмурое солнечное утро. Вылезаю из палатки. Чем бы мне заняться? Вечером за ужином долго болтал в состоянии сильного подпития о том, что найду лодку, хвалился своей интуицией и прочими астральными возможностями. Рождается идея пойти вдоль реки вниз по течению с несколькими целями:
    1. Посмотреть, что за поворотом.
    2. Искать лосиные рога.
    3. Собирать грибы.
    4. Ну и конечно, глянуть, не лежит ли где-нибудь в улове "Вектор" Макса.

    Сорок минут хода по звериной тропе вдоль реки, прохожу несколько поворотов. Стоп. Все, финиш, надо обратно в лагерь, ведь все уже встали и собираются ехать в "Каяк-центр" и сплавляться по "простенькому" нижнему каньону. Поворачиваю в лагерь, выхожу на грунтовую дорогу, идущую вдоль реки. А как же грибы? Их на дороге нет, поворачиваю к реке в том месте, где к ней подходит лесная дорога. Бросаю взгляд на противоположный берег и…
    На другом берегу лежит "Вектор". От такой удачи я просто офигел и со скоростью оленя бросился в лагерь. Узнав о находке, все приходят в восторг. Мы принимаем решение подъехать за каяком на автобусе и рафтом переправить его на наш берег. Представляю, как обрадуется Макс. Решаем разыграть его, засунув найденную лодку в палатку.
    Все удается, всем весело. Немного омрачает радость то, что каяк слегка "улучшился" (треснул). Но не беда - Макс его починит обязательно.
    Собираем лагерь, грузимся. Настрой боевой. По дороге заезжаем в магазин всякой каячной дребузни. Русские не покупают - ходят, смотрят, меряют. Норвеги терпят - их просто мало. Спрашиваю, есть ли у них книги или кассеты про реки Норвегии. Отвечают, что нет. Для меня это загадка.
    Подъезжаем к месту начала сплава. Девушки - на рафт во главе с Рапторами Лехой и Русом. Остальные на каяках, с каноистом Кириллом Подгорновым во главе колонны. Отплываем хорошо - вальчики, бочечки, все бодро и просто, но впереди уже видны стенки первого каньона. Начался ужас: огромные валы, бочары и прижимы - просто мрак. Гребу изо всех сил, как настоящий чайник. Ложиться совсем неохота. Повезло - я на ровном киле. Оглядываюсь и вижу, что из каньона повалили различные предметы: надувные шарики, лодки, люди. Не всем повезло. Но все заканчивается благополучно, благодаря операции "А ну-ка, девушки!" в исполнении рафтеров: люди спасены, лодки пойманы, даже дорогой сердцу Андрюхи надувной шарик спасен. Плывем дальше. Проходим чудесную слаломную трассу "Шоя Каяк Центра", а следом снова каньон.. Прыгаем в него за рафтом - JO…A. Превращаюсь в лося - гребу, цепляюсь, боюсь. Прижим. Влетаю в него, ложусь. Встать на такой воде непросто - не хватает опыта и уверенности в себе. Подняться я, конечно, пытался. Сначала с веслом, потом, по своему обыкновению, без него. Но отстреливаюсь, пытаюсь затолкать в улов лодку и вижу Андрюху с двумя веслами, одно из них мое. Вот и рафт нам в помощь. Карабкаюсь на него, добрые руки моей жены втаскивают меня за шкурку, как котенка. Кажется, я забыл сказать спасибо. Кланяюсь. Спасибо! Спасибо. Теперь я уже рафтер. Чалимся и сливаем воду со спасенных каяков, один из них мой, второй -Андрюхин. Впереди виднеется порог. Для каякеров в такую большую воду он не по зубам. Проходим его смешанным экипажем на рафте. Здесь мощно и страшно, но дело спорится, и скоро мы уже на спокойной воде.
    Сегодня День рождения Шишкова, в магазине куплены все ингредиенты для праздничного стола. Уже вечером наши автобусы устремляются к заветной речке Ула, где есть большие красивые водопады, по рассказам Лехи. Поиск стоянки превращается в броуновское движение автобусов по горному серпантину. Моторы ревут, колеса дымятся, время идет. Леха грустнеет. Уже в сумерках мы около кемпинга национального парка на Уле, смотрим водопады. Это не совсем то, что мы видели на видеокассетах. Воды меньше, но перепад не изменился. Наверное, будем прыгать. Мне страшновато.
    Почти в темноте возвращаемся к автобусам, оставленным у местного отеля. Приходит идея остановиться в одном из домиков, расположенных на территории парка. Хозяин отеля любезно предоставил нам в распоряжение чудесный деревянный коттедж в возрасте, по его скромным подсчетам, около 150-ти лет. Домик нас привел в состояние легкого опьянения, потому что, уставшие и голодные, мы попали в уютные комнаты, пахнущие деревом, с камином, деревянным столом, двухъярусными кроватями (ложа, к сожалению, по количеству не на всю нашу группу). Уже скоро стол ломился от праздничных угощений. Жизнь снова наладилась.

Юлия Моторина:
   10 августа. Река Ула.

    Во всем виновата я.
    Конечно, меня потом утешали, говорили, что в Норвежском национальном парке на реке Ула очень узкие дороги, что через это проходит каждый начинающий водитель, что с любым это могло произойти, что Ден Угрюмов перевернул целых три автобуса и до сих пор прекрасно себя чувствует. Но на самом деле, я не умею водить, не умею следить за дорогой, не чувствую габаритов машины, и, вообще, что не попадает в мои руки - все ломается. И в Норвегии я сделала самое страшное, что могла только сотворить - я кильнула наш автобус.
    А утро началось хорошо. Мы проснулись в 150-летнем коттедже в Национальном парке Уладален, который вчера вечером, после долгих поисков, мы сняли у владельца местной гостиницы и где весело отпраздновали День рождения Шишкова. Вокруг нас в белой дымке стояли горы, покрытые низкорослой растительностью. Наши планы несколько раз за утро изменились: сначала мы хотели устроить пешку в горы, потом решили, что сперва рок-слайдинг и водопады, а горы после. В общем, грелись на солнышке часов до 12, а потом быстро собрались и поехали на реку.
    Я и Катерина Клочкова расстались с каякерами у шлагбаума, перекрывающего дорогу, ведущую к реке. Мы должны были перегнать автобусы к отелю, который находился примерно в километре от водопадов, и двинуться навстречу каякерам по дорожке вдоль реки. Катя предупредила меня, что не помнит дорогу, и мы договорились, что я еду впереди и постоянно контролирую ее присутствие. Каякеры долго позировали перед камерами и фотоаппаратами, снимались на желто-зеленом фоне малой растительности Верхней Улы, на фоне серо-голубых гор и, наконец, мы разошлись в разные стороны.
    Мой опыт вождения автомобилей презрительно мал. После моих предыдущих "подвигов" (к примеру, падения в воду с видеокамерой), зная мою "ловкость", автомобиль доверялся мне крайне редко и только на сплавах, когда не было водителя, чтобы перегнать машину к окончанию маршрута. Надо сказать, что на дороге (после поездки в Карелию, где я постоянно перегоняла автобус на приличные расстояния) я чувствовала себя достаточно уверенно, если, конечно, дорога шириной не менее 10 метров, если на ней, кроме меня, никого нет в обе стороны. В таком случае, я могу ехать совершенно спокойно.
    Здесь узкая дорога под наклоном постоянно виляла, я ехала на минимальной скорости, встречные норвежские машины мило уступали мне дорогу, до желанного отеля оставалось ну совсем немного. В боковое зеркало я перестала видеть второй автобус, слегка притормозила, чтоб убедиться, что Катя меня догоняет. В это время навстречу ехал автомобиль, которому я заодно, пользуясь случаем, решила уступить дорогу. По обеим сторонам дороги был кювет, а за ним - холм, поросший черникой. Правое переднее колесо автобуса соскочило с обочины, и, хоть маленькая была скорость, руль я не успела вывернуть до того момента, когда машина уже обоими передними колесами наехала на пригорок. Через секунду автобус мягко повалился на левый бок. В оглушительной тишине рассыпались кассеты по торпеде.
    Шок, который я испытала, не передается описанию. Нет, я не испугалась, не ударилась, я просто пришла в ужас от того, что натворила. Я вылезла из автобуса через окно, тут же подлетела Катерина, норвежец из встречной машины. "Ничего не страшного произошло, автобус ребята поднимут, он даже не помялся, посмотри", - Катя пыталась меня успокоить и привести в чувство, норвег спрашивал, нужна ли мне помощь, а я смотрела на лежащий кверху лапками "Форд Транзит" Шишкова и медленно умирала.
    По рации связаться с ребятами не удалось, Катерина поехала за помощью на автобусе Руслана, а я осталась сидеть в зарослях черники. Каждая проезжавшая машина останавливалась, мне предлагалась помощь, я отказывалась, отвечая, что Help come to me. Минут сорок прошло в ожидании, во время которых я наблюдала, как вытекает черненький ручеек масла и не раз вспомнила цитату из Стефана Цвейга, что " … в наказании есть нечто определенное, оно гораздо лучше, чем ожидание этого наказания". Воображение рисовало мне страшные картины казни за то, что я все-таки превратила наш bus в "смятую белую бумажку". И хоть я видела, что явных и ужасных повреждений нет, но мысль, что из-за моей очередной "ловкости" может накрыться наш тур, меня не покидала.
    Наконец, послышался звук дизеля и появился второй автобус с ребятами на крыше (это чтобы лучше видеть). Кто-то кинулся меня успокаивать. Вот тут-то я и разревелась.
    Развернулась бурная и организованная деятельность, к багажнику были привязаны спасконцы и ремни, четверо парней тянули лямки(Фото Бас постановка), четверо подпирали автобус снизу, Шишков забрался внутрь, чтоб вывернуть колеса, когда машина будет криво-косо, но стоять. Потом вторым автобусом при помощи троса стали вытягивать пострадавший "Форд" на дорогу. В какой-то момент разогнулся металлический карабин, отлетев прямо в радиатор, где тут же появилась дыра.
    До кучи еще появился местный активист, начавший недовольничать нашим присутствием на норвежской земле, выхватил мобильный телефон, долго и возмущенно с кем-то беседовал, и вскоре, когда автобус уже стоял на дороге, приехала служба спасения с мигалками. Спасатели пришли спасать меня, рыдающую и держащуюся за голову. Савинов объяснил, что я не ударилась, не испугалась, а плачу потому, что машина чужая. Они долго щупали мой пульс, гладили по голове, а потом все расстались друзьями. Шишков с Савиновым поехали в наш коттедж, часть ребят вернулась к рок-слайдингу за лодками. Я в компании девчонок, Васи, Андрюхи и Сашки побрела к домику за расплатой.
    Вот и Лешку вижу во дворе у автобуса. Была не была, поскорей бы он уж вынес свой приговор.
    "Ну, иди сюда, бедненькая, пожалею", - сказал Шишков.
    Без комментариев. Все, кажется, были, мягко говоря, удивлены.
    Помимо помятого бока, двери, треснутого зеркала, пробитого радиатора, потом выявились еще и внутренние повреждения. Мастер на все руки господин Савинов за вечер привел автобус в чувство, назавтра мы уже смогли ехать на нем. Правда, затекшее в турбину и всякие цилиндрики масло, заставило несчастных норвегов, ехавших за нами, наблюдать и ощущать невероятное количество дыма, выходящего из глушителя нашего автобуса.

Аникушин Василий:
   11 августа. Река Ула.

    Определённая череда событий изменила наши планы и передвинула прохождение Улы на 11 августа. Об этом я только мечтал: прыгать свои первые водопады в свой день рождения! Итак, решено - на "разминку" таинственный Rock Sliding, который накануне мне так и не удалось посмотреть; затем серия из 3-х водопадов, прохождение которых далеко не являлось окончательным решением.
    Рок-слайдинг - вот уж действительно точное название: вода скользит по жёлобу, образованному наклонной плитой и вертикальной стенкой. Длина всего участка около 150 метров, а вся конструкция имеет 2 резких излома, что в целом напоминает букву "Z". Законченность этой природной скульптуре придаёт вертикальная стенка, в которую разогнавшаяся вода ударяет, образуя жутковато выглядящую смесь воды и пены. Недостаток воды в реке делал эту бочку довольно мягкой и в большинстве случаев мы просто плюхались в неё лагом и плавно съезжали дальше вниз по течению.
    Прохождение рок-слайдинга - это, конечно же, фан! Шли все и по-всякому: носом, кормой, лагом!!
    Маленьким сюрпризом стал для нас небольшой водопадик метрах в пятидесяти ниже рок-слайдинга. Вода разгоняется по подобной наклонной плите, двигаясь от одного берега к другому, и падает через камни примерно с 5 метров. Мягкое приземление (приводнение :)) в чашку возможно лишь при пересечении струи не заходе, что весьма не просто всвязи с мелководностью потока на каменной плите.
    Тут уж прыгали/падали кто как мог: кто успел - тот мягко в чашку, а кто нет - тот мягким местом по жёстким камням. По собственному опыту замечу - удовольствие так себе… :)
    О том, чтобы буфануть на этом водопаде речи даже не было: не разогнаться, не вытолкнуться толком нельзя… Но всё это не для нашего canoeman`а Кирилла Подгорнова - единственного представителя гребцов-одиночек с одной лопаткой в руках. Вторая попытка захода в мягкую чашку под водопадом стала для него роковой… БУФ!!! И этой высоты оказалось достаточно, чтобы повредить позвоночник. Вот это потеря! L Но вроде, ничего серьёзного - просто нужен длительный отдых… Жаль, ведь впереди такие мягкие, высокие водопады, другие реки, а это лишь середина нашего путешествия!!
    А вот, наконец, и водопады! Все предельно серьёзны. Ещё бы: 4 водопада, разделённых несколькими метрами быстротока, зажатого между вертикальными стенками, местами даже нависающими над рекой. 8, 5, 9 и 16 метров! Последний водопад непроходим, следовательно, реализуя задачу максимума (прохождение первых 3-х водопадов) нужно любыми силами обеспечить вылавливание (худший вариант) человека и всего остального до 16-тиметрового водопада.
    Ставим страховку и принимаем решение прыгать сначала 9-тиметровый водопад, т.к. шансов вовремя остановиться после него больше всего. Водопад прыгают все, даже те, кто не очень хочет :) Всё действо растягивается на несколько часов, холодная вода и дождливая погода несколько подламывают народ.
    Последний и главный вопрос на повестке дня: кто идёт все 3 водопада? Идти нужно сразу всё (или ничего) - об этом позаботилась сама природа, почти не оставив нам выбора… Желающих сделать ЭТО оказалось немного: сенсэй Алексей Шишков (ну, это естесссьно) и ваш покорный слуга. Идём сразу двойкой, подстраховывая друг друга (кто кого ?!? :)). Есть возможность остановки в уловах после каждого водопада, где условились ждать друг друга.
    Итак, Лёха прыгает в водопад, а я сижу в лодке в полном неведении как же всё прошло. Но вот с берега мне показывают ОК - можно прыгать. Прыгаю и, сливаясь с водным потоком, даже не вижу куда падаю. Только чувствую, что всплываю на ровном киле. Сразу начинаю грести и понимаю, что я оказался у противоположного берега и что спасительный улов совсем с другой стороны, а здесь лишь прижим с отбойником, который меня и кладёт…
    Единственная мысль в голове, что если через полсекунды я не восстановлю контроль над лодкой, то упаду вниз головой в следующий водопад, потом в следующий и так далее. Это придаёт мне сил и проворности, благодаря которым я успел не только быстро сделать "эскимос", но и добраться до улова, в котором меня ждал Шишков. Сразу же вопросы: "Ты как, в порядке?", "Идём дальше?". Конечно, идём!! Осталось совсем немного…
    Второй водопад "пожевал" нас обоих. Потеря скорости на камнях при заходе - и бочка внизу тебя подтягивает под слив, не желая отпускать. Тут обошлось без килей - оба отделались лёгким испугом и очередной порцией адреналина. :)
    Ну, кажется всё! Впереди 9-тиметровый гигантик, который уже прыгали, но что-то уже не так хочется за эту грань среза воды… Тем более, что первая попытка была не самой удачной… А никуда уже и не денешься! Это и радует!!! Только вперёд!!! Прыжок… удачный. Вылезаем из лодок и быстренько к автобусам.
    Сразу же переехали на р. Виза и устроили небольшое party по случаю…

Виктор Таран:
   13 августа. Река Ула.

    После длительного путешествия по серпантинам мы, наконец, стали спускаться в городок Ovre Ardal, через который протекает река Утла. С высоты нам открылся вид на водохранилище и милый норвежский городок. На въезде нас встретил один из стражей этого городка - высокий и красивый водопад, который был быстренько запечатлен на все фото и видео аппараты. Небольшое блуждание двух автобусов по городу - и мы уже у другого стража, который оказался еще мощнее, выше и прекраснее первого. Нами была осмотрена находящаяся поблизости кемпинговая площадка и обнаружен знак, который указывал, что мы можем находиться на ней только до 24 часов, но другая находка порадовала всех членов Клуба. Это был деревянный домик, который находился там же и при проверке оказался бесплатным душем и туалетом девственной чистоты. Предпринятые поиски места для лагеря быстро дали результат, площадка была обнаружена недалеко от водопада на берегу реки, к которой мы и стремились. Осмотр выхода реки из каньона подтвердил наши предположения, что река невысокой степени сложности.
    Утренняя река преподнесла сюрприз! Вода убывала просто на глазах. Зато девушкам-каякерам это придало больше уверенности. Автомобильный заброс к началу сплавного участка невозможен, поэтому пришлось преодолеть этот путь с лодкой на плече.
    Ответственный за перегон автобуса к месту окончания сплава райдер Подгорнов Кирилл проводил нас завистливым взглядом - ему тоже очень хотелось пройти пороги этой новой реки.
    Продвижение группы вдоль каньона и осмотр его с высоты показал, что река не такая уж и простая, как нам показалось вчера. Поэтому двух каякеров мы потеряли под первым навесным мостом, остальные пошли к намеченной цели. Просмотр каньона дальше подтвердил недооценку этой норвежской реки. Пороги, которые просматривались сверху, повергли в ужас не только начинающих, но и бывалых каякеров. Продвигаясь вперед, мы обнаружили третьего стража городка, который был еще выше, мощнее, красивее предыдущих двух. Выдвинувшаяся вперед разведка во главе с командором обнаружила еще один навесной мост, где и был конец второго каньона. Вода из него выкатывалась какими-то немыслимыми сливами, бочарами и т.д. Так как осмотр второго каньона был затруднен отвесными скалами, было принято решение вернуться к водопаду и начать сплав оттуда. Река на данном участке в малую воду представляет собой шиверистый прогон между двумя каньонами. В нашу воду река не прощала каякерам никаких ошибок. Выполняя траверс, каякер Подгорнова прощелкала небольшую бочку, и результатом этого стал киль с последующим покиданием любимого корабля. Неимоверными усилиями нашего сэйфити-каякера Савинова Катерина была вырвана из рук WhiteWater Mamа и вытащена на берег в последнем улове перед заходом в каньон. При этом любимые весло и лодка уплыли покорять препятствия самостоятельно, не дождавшись хозяйку. Это происшествие отвлекло всех от запланированных ранее фотосъемок у водопада, и ребята продолжали позировать неизвестно кому. Заплыв Катерины вновь подтвердил недооценку реки и заставил еще раз оценить свои возможности. Для многих проход мог закончиться просмотром его подводных объектов. Быстрый опрос командором всей группы на предмет желания побороться со стихией закончился пятью поднятыми руками. Смельчаки, которые хотели пройти реку на родейных каяках, быстренько начали менять их на сплавных великанов. Проход каньона начался с обноса первого порога, который представлял собой полутораметровый слив и заканчивался огромной заварной бочарой, в которой даже наши продвинутые сплавные лодки казались маленькими. Сев в лодки ниже порога, выработали тактику прохода. Было решено идти цепочкой друг за другом и останавливаться в уловах, которые изредка попадались в каньоне. Пороги сыпались один за другим, поэтому адреналина была уже полная лодка. Чтобы от него избавиться, нужен был улов. Ближайший улов, который был принять две лодки, находился прямо за порогом, поэтому все ломанулись туда, не слушая криков командора: "В очередь, сукины дети!" Сразу за этим "форт постом" спасения в нескольких метрах был очередной адреналиновый порог. Так как желающих попасть в улов было больше, чем улов мог поместить, то последние стали выталкивать первых, и те, с криками: "За Родину! За "Три Стихии!" - исчезали в пучине. Мой выход из этого спасительного улова закончился килем, поскольку подъем был продолжителен, мне удалось подробно исследовать весь рельеф дна и освободить лодку от адреналина. За поворотом на навесном мосту нас ждали остальные члены команды и присоединившиеся к ним местные жители. Мы воспряли духом, мост указывал на то, что до конца каньона осталось четыре порога. Осмотр с воды следующего порога закончился Илюхиным отстрелом. Упущеное весло, чудесным образом вскоре оказалось у командора, и он с непереводимым набором слов и двумя веслами ушел покорять следующую ступень. Последующие пороги мы прошли стремительно и вскоре стенки каньона расступились, отпустив хрусталь на свободу. Всех переполняли эмоции: и нас, прошедших каньон, и тех, кто наблюдал за всем этим безобразием сверху. Примерно через пять минут сплава мы увидели наших девчонок, загорающих на камнях левого берега. Мы объединились и, обсудив план движения, двинулись к точке, где нас встречали автобусы.
    Река изобиловала шиверистыми участками. Девчонки продолжали тренировать подъем переворотом, иногда это заканчивалось отстрелами, которые оставляли на тельцах девушек синяки и ссадины.
    Проплыв через город, мы вместе с рекой влились в голубое озеро. На берегу висел флаг «Три Стихии» и пластиковая бутылка с запиской о местонахождении автобусов.
    У автобусов Юля колдовала над перекусом, мы вязали лодки. Процесс затянулся, и мы решили воспользоваться благами цивилизации – посетили горячий душ и теплый сортир. Это заведение принесло всем огромное количество удовольствия, было высказано много лестных слов в адрес местных жителей. Было решено вернуться на место сегодняшней ночевки. Но когда мы туда приехали, то обнаружили молодую пару, сидящую у костра. Послали к ним Савинова, чтобы выяснить, как долго они планируют здесь находиться, и не помешаем ли мы им. Получив ответ, Савинов вернулся к нам, сообщил, что проблем нет, и мы начали потихоньку просачиваться на поляну. Уже через десять минут на глазах у изумленных парня и девушки, оказавшихся немецкими автостопщиками, на поляне появились палатки, хозяйственный сундук, загорелся костер. Следуя традициям русского гостеприимства, немцы были приглашены на ужин с последующим пати, посвященному окончанию спортивной программы. Ужин, как обычно, удался на славу: борщ украинский, макароны «по-флотски», подосиновики жареные со сметаной, чай с пряниками. Гости были поражены количеством еды на ужин. Как потом выяснилось, у них был килограмм макарон на три дня. Наш чемпион по закупке спиртного в Duty Free Руслан в очередной раз поразил гостей, выуживая из своих закромов разнообразные спиртные напитки. На столе появилась лирическая бутылочка «Шеридана» и волшебная литровая бутыль «Абсолюта». Моя идея поднакачать немецких друзей не нашла поддержки в коллективе, поэтому мне удалось их только накормить до отвала. Разговор на английском с гостями состоял из вопросов и ответов, им периодически переводили суть разговора и о чем поет командор. Традиции были соблюдены - спиртного не осталось ни капли. Немцы долго благодарили нас за чудесный прием, потом фотографировались на нашем фоне, получили в подарок клубную майку и ушли к себе в палатку, стоявшую чуть ниже.

Виктор Таран:
   15-17 августа. Паром.

     Красивый норвежский город Берген, где мы провели чудесный день, гуляя по улицам, покупая сувениры, катаясь на фуникулере, не хотелось покидать. Отъезд затягивался. Одной из причин стал разговор с начинающим каякером из Словении, который увидел наши автобусы с лодками, пришел в неописуемый восторг из-за того, что в России есть каякеры, которые сплавляются на продвинутых лодках. Обсудив с ним все вопросы, интересующие только людей, преданных этому делу, мы, наконец, тронулись в путь, который лежал через Осло в Стокгольм. Поскольку времени у нас было мало, а проехать нужно пятьсот километров, решили ехать ночью без остановок. Не доехав до Осло километров 50, остановились поспать до открытия АЗС, потому что топливо закончилось. Я проспал въезд в город, блуждание по нему и проснулся только от криков: «Вот она – пожарная часть!» Наш норвежский друг, приславший приглашение, работал пожарником, и мы заехали к нему, чтоб преподнести небольшой подарок. К сожалению, друга не оказалось на месте, мы оставили ему записку и русский сувенир и помчались. Времени до отплытия нашего парома оставалось критически мало. Из-за разных часовых поясов мы не могли сориентироваться, по какому времени он отправляется. В дороге мысли у всех были о том, что в случае опоздания на паром, мы не успеем пересечь границу до окончания действия виз. Депортация просто витала над нами.
    Но все-таки успели. Приехали за полчаса до отправления, быстренько купили билеты и ожидали свою очередь на въезде в нос парома, любуясь этим 12-ти этажным красавцем. Вскоре мы уже блуждали по второму этажу корабля в поисках своих кают. То, что мы обнаружили, превзошло все ожидания, девчонки просто визжали от радости, когда усталые, пыльные, перенервничавшие, попали в ослепительно белые каюты с душем. После массовой помывки все собрались на седьмом этаже, где были расположены кафе, магазины. Мы разбились на группы и начали исследовать «Титаник». Периодически дорожки пересекались, все делились впечатлениями. Так были обнаружены бассейн, солярий, а так же заведение, которое привлекло всех. Русскоговорящий официант убедил всю нашу компанию в целесообразности посещения «шведского стола» за 25 евро. В последствии никто не пожалел об этом. До начала ужина оставался час времени, его провели на верхней палубе, откуда открывался красивейший вид на островки, на парусники, замиравшие в ужасе перед такой глыбой как наш паром. Рассказать о маневрах 12-ти этажного дома между островками очень сложно – это нужно видеть. Время пролетело быстро, прогрессирующий аппетит звал нас туда, где была вкусная еда. Полученная мной от официанта информация о том, что халявные напитки включают в себя не только лимонад, но и волшебные красное и белое вина, а также промежуточное звено - пиво «ЛаПинКульта», оказалась правдой. Быстро обнаружив заветные краники, наполнили бокалы. О чудо! Нас не обманули - это оказалось хорошее красное вино. Основная часть группы заинтересовалась морепродуктами. Разнообразие и количество блюд поражало. Десерты были в таких количествах, что глаза разбегались, а слюна непроизвольно текла по подбородку. Заняв свои столики, мы начали поглощать всю вкусную красоту. Официанты не успевали относить пустые тарелки. Соседями по столу оказались шведы, которые после распития «колдовства» потянулись поговорить и пересели поближе. Тут же была объявлена дружба между русскими и шведами.
    После ужина решили пойти на дискотеку и подвигать тушками. Танцевальных площадок на пароме было несколько. Посетив одну, мы перебрались на другую, где перед дискотекой выступала танцевальная группа из Финляндии. После выступления началось нечто. На танцпол стали подтягиваться и стар и млад. Танцевали и бабушки, и дедушки, и молодежь. Мы оторвались по полной программе. Посещения бара заканчивались уничтожением напитка Б-52. Время летело незаметно, сверкали огни, таяли деньги. После закрытия дискотеки мы полюбовались ночным небом с палубы и на автомате отправились по каютам. Не успел я закрыть глаза, как уже раздалась сирена, сообщающая о прибытии в Хельсинки. Да, все получилось как у Золушки. Казалось, все только начинается. И вдруг сирена, суета в каюте, сбор вещей. Покинув наш плавучий дом, мы вырулили на шоссе . Савинов, знающий город, сел за руль, я к нему штурманом. Поначалу ностальгию по Скандинавии разгонял «Чайфами». Но потом запел Шевчук, и все встало на свои места.

    «….Еду я на родину
    Пусть кричат: «Уродина!»
    А она мне нравится…»

Юлия Моторина:
   Возвращение.

    Утром после парома было грустно. Вечером были в Питере. По старой доброй традиции посетили автомобильный комплекс, но купить уже ничего не удалось. МакДональдс. Дизель на заправке – 8.30. В рублях. Москва приближалась.
    Норвегия… Огромное количество и многообразие водопадов – от тонких ручейков, стекающих с горных вершин, до громадных масс белой воды, падающей каскадами с большой высоты. Зеленые луга. Мягкие горы, с разбросанными по склонам ухоженными домиками в национальном стиле. Страна, богатая красивейшими видами, ягодами, грибами. Густые леса, населенные лосями и троллями. И бесчисленные реки - бурные, сложные, интересные, разные. И это не единственный повод вернуться.

 

 

 

статистика

Все о бурной воде

наши друзья


Окуловский Слаломный Канал Академия Белой Воды ЭКОТУРСЕРВИС: походы в Карелии - отдых, путешествия и приключения Kayaknroll.ru Гималайский Клуб Рафтеров и Каякеров России Клуб водного туризма