Большой Зеленчук-Кубань.
Большой Зеленчук. Уровень воды — средний.
30-е апреля.
Сплав начали от пос. Архыз в 13.30. В 14.08 встали передохнуть и размять затекшие ноги. В 14.15 пошли дальше. В 14.24 подошли к порогу «1-й взрывной». До порога «1-й взрывной» идет ряд мелких шивер и перекатов не представляющих сложности ни для каяка, ни для катамарана. Заход в порог начинается на правом повороте. Чалка на левый берег до каменистой осыпи.
Ориентирами порога «1-й взрывной» служат : справа, до начала порога (до правого поворота), впадает довольно большой приток (ширина около 1 м); слева, чуть впереди, от дороги к реке, идет каменистая осыпь.
Описание порога «1-й взрывной». По середине русла лежит огромная плита. Слева от нее образуется слив, за ним вал с обратным гребнем. Бочки нет. Струя очень мощная. Обратного подсоса нет. Справа очень узкий проход около берега.
«1-й взрывной» легко спутать с предыдущим препятствием, которое в отчетах никак не описывается. Его ориентиры такие же — за неимением только впадающего живописного притока справа. А так — большие камни в русле; слева, чуть впереди, от дороги к реке, идет каменистая осыпь. Прошли без просмотра. От этого безымянного препятствия до настоящего порога «1-й взрывной» минуты 2 -3 сплава. На «1-м взрывном» зачалились для просмотра на левый берег до каменистой осыпи. Страховку поставили на левом берегу после порога — 2 морковки. Первыми прошли два катамарана, один из них встал за порогом на страховку с воды. Затем прошли 2 каяка в тандеме и последним еще один катамаран. Все шли слева через слив и вал. Все спокойно пробивается.
В 14.49 пошли дальше. В 14.51 зачалились на левый берег, перед каменистой осыпью, для просмотра порога «2-й взрывной».
Ориентирами порога «2-й взрывной» служат : Слева, (уже за началом порога), от дороги к реке идет каменистая осыпь. По времени — 3 — 4 минуты сплава от пор. «1-й взрывной».
Описание порога «2-й взрывной». Порог на правом повороте. Представляет из себя «Горку» с резким падением. По всему руслу в хаотичном порядке набросаны огромные валуны. За ними вода образует валы и небольшие бочки. Совсем чистого прохода нет. Все равно где-то нужно прыгать через камни.
Зачалились для просмотра на левый берег не доходя каменистой осыпи слева. Первыми прошли два катамарана и встали на страховку с воды. Затем прошли 2 каяка в тандеме. И завершил всю эту процессию еще один катамаран. Морковки не выставляли. Опытная группа может идти и «1-й» и «2-й взрывные» без просмотра, используя взаимостраховку и страховку с воды.
После «2-го взрывного» долго искали порог «Пушка». Т.к. в разных описаниях совершенно разные ориентиры. Прошлись пешком сразу после «2-го взрывного» туда и обратно, перечалились подальше, снова прогулялись. По описанию, которое было у нас — порог «Пушка» начинается сразу за пор. «2-й взрывной». В 15.20 устав бегать по берегу вперед-назад, отчалили и почти сразу влетели во входную шиверу порога «Пушка». Она по мощи и сложности очень похожа на «2-й взрывной». Та же горка с валами, только камни натыканы менее плотно. Сразу за шиверой, слева, берег уходит круто вверх (метров на 10-15) и дорога отходит от реки. Слева, в конце шиверы, есть маленький уловочек, куда мы все в срочном порядке и набились. Сплава от пор. «2-й взрывной» до пор. «Пушка» примерно 7-10 минут.
Ориентирами порога «Пушка» служат : Входная шивера, очень напоминающая пор. «2-й взрывной». Сразу за шиверой, слева, берег уходит круто вверх (метров на 10-15) и дорога отходит от реки. Слева и справа берега заросли лесом. По середине русла торчит -«Зуб». Это вход в порог. В конце порога, после левого поворота — бетонная лестница на левом берегу спускается к воде. Ее точно ни с чем не спутаешь.
Описание порога «Пушка». Порог длинный — около 200-300 метров. Условно мы его разбили на три ступени. 1-я входная с зубом посередине, 2-я — это вся центральная часть и 3-я — справа каменистая мель посередине реки, поворот налево и конец порога. Посмотреть порог стоит, но к сожалению он все равно не запоминается из -за своей протяженности. Страховку нужно ставить в конце порога (после левого поворота). На левом берегу, в конце порога, удобная полочка для ночевки. Просмотр и обсуждения заняли примерно 1,5 часа. В 16.50 пошли в порог.
1-я ступень пор. «Пушка» — по середине реки торчит «Зуб», слева и справа камни. Слева прохода не было. Справа заход осложнен тем, что до зуба справа торчит камень, перекрывая прямой заход. Нужно делать маневр направо за него и сразу же налево притираться к зубу левым баллоном. Получается змейка.
2-я ступень. Серия валов, бочек и сливов. Сверху, с берега каякеры наметили линию движения. Языки было очень хорошо видно. Но на воде все слилось. Проход получился без просмотра. Первым шел катамаран. За ним два каяка и следом еще 2 катамарана. Делали одну вынужденную чалку в улово перед 3-й ступенью, т.к. в конце 2-й ступени кильнулся один из каякеров. Нужно было передохнуть. За каяками в улово встал один из страхующих катамаранов, чтобы обеспечить дальнейшую страховку с воды. Два других катамарана сразу ушли вниз за третью ступень где и встали на страховку: один — в улово за огромным валуном у правого берега после 3-й ступени, другой — у левого берега в конце порога. После прохождения третьей ступени катамаран и каяки зачалились у левого берега. Порог «Пушка» был пройден. По чистому времени проход порога «Пушка» занял около 5 минут (с учетом 1-2 минут простоя в улове).
В 17.11 пошли дальше. После порога «Пушка» идет шивера, достаточно мощная. От «Пушки» до «3-го взрывного» 6 минут сплава. Прошли его сходу.
Ориентирами порога «3-й взрывной» служат : Слева, (уже за началом порога), от дороги к реке идет каменистая осыпь. Слева, до порога, каменистая мель, на которую нужно зачалиться для просмотра. По времени 6 минут сплава от пор. «Пушка».
Описание порога «3-й взрывной». Порог начинается чуть раньше поворота направо. На заходе небольшой «Зуб» по середине реки, вокруг и за ним в хаотичной порядке лежат камни. За камнями валы и бочки. На самом повороте небольшой прижим под левый берег. Проходы требуют небольших маневров. Пришлось всем покрутиться. После порога прямой участок реки длинной метров 300. На этом участке разрушенный мост — деревянные стены справа и слева. За ними метров через 50 справа хорошая стоянка. Может встать много групп. Ровно и много дров. После разрушенного моста на первом правом повороте (это же и первый правый поворот после порога «3-й взрывной») расположен порог «4-й взрывной». Мы шли его уже на следующий день. На указанную выше стоянку встали около 17.25. Ходовой день получился с 13.30 до 17.25. Шли без обеда. 4 часа ушло только на сплав, просмотры и страховку. Фотографировали только «1-й взрывной». По чистому ходовому времени день разбился следующим образом : от пос. «Архыз» до порога «1-й взрывной» чистого ходового времени получилось 47 минут, проход порога «1-й взрывной» 25 минут; от порога «1-й взрывной» до порога «2-й взрывной» чистого ходового времени получилось 2-3 минуты , проход порога «2-й взрывной» 3-4 минуты; от порога «2-й взрывной» до порога «Пушки» (с проходом входной шиверы) чистого ходового времени получилось 7-10 минут, проход порога «Пушка» 6-8 минут; от порога «Пушка» до порога «3-й взрывной» чистого ходового времени получилось 6 минут, проход порога 2-3 минуты; от порога «3-й взрывной» до стоянки чистого ходового времени получилось 2-3 минуты.
01-е мая.
С утра сбегали посмотрели «4-й взрывной». Решили идти парами со взаимостраховкой. Первыми катамараны, которые встали после порога на страховку с воды. За ними каякеры один за другим. С нами проходили этот порог еще 2 группы. Мы прошли первыми, а потом стояли и смотрели как они это делают. От стоянки отошли в 13.30. Проходы и смотрины заняли много времени. Только в 14.30 пошли дальше.
Ориентирами порога «4-й взрывной» служат : Порог находится после разрушенного моста на первом правом повороте (это же и первый правый поворот после порога «3-й взрывной»). Слева, до правого поворота, большая каменистая мель, на которую нужно зачалиться для просмотра.
Описание порога «4-й взрывной». Порог расположен на резком правом повороте. На заходе большой камень по середине реки, слева от него и до берега стоит бочка, справа, чуть за ним, длинная плита перегораживает проход.
На правую плиту сильно несет. В нашу воду стоял сильный отбойник. Но если попасть в центр этой плиты, то все равно положит, т.к. она длинная. Дальше справа вода бьет в еще один камень. На нем чуть не полег один из каякеров, второй, увидев такой расклад, в плотную прижался левым бортом к плите и проскочил. (Каякер из другой группы шел справа от центрального камня и слева от плиты с заходом в улово за центральный камень). Все катамараны шли слева от центрального камня через бочку. За огромными камнями реку на 2/3 от правого берега перегораживают 2 бочки на расстоянии 10 метров. Торчат обливники в русле. Каты шли через бочки, каякеры сбежали под левый берег. Порог просматривать нужно обязательно, т.к. он сильно меняется в зависимости от уровня воды.
За «4-м взрывным» небольшие шиверы и перекаты. Через несколько минут сплава — остров, расположенный по середине реки. От него через 5 минут сплава порог «5-й взрывной».
Ориентирами порога «5-й взрывной» служат : Порог находится в 5 минутах сплава после острова по середине реки. Слева, чуть впереди, от дороги к реке, идет узкая каменистая осыпь.
Описание порога «5-й взрывной». Порог расположен на правом повороте. Похож на «3-й взрывной», только нет зуба по середине русла. А так, те же камни в хаотичном порядке с валами и бочками. Прошли с ходу.
От «5-го взрывного» через 5-7 минут сплава начинается каньон «Косой».
Ориентирами каньона «Косой» служат : Левый берег уходит круто вверх. Дорога отходит от воды. Слева остров. (В низкую воду — это часть берега, т.к. левая протока в среднюю воду мелкая). Впереди резкий правый поворот. Зачалиться для просмотра нужно слева перед островом.
Описание каньона «Косой» : После острова, на резком правом повороте небольшие камни хаотично разбросаны в русле. Проходили ближе к правому берегу. Далее река резко поворачивает налево. Оба берега высокие. Препятствия начинаются сразу за левым поворотом. Под правым берегом много камней. Несильно, но на них несет. От них почти до левого берега стоит вал с обратным гребнем. Слева, за валом, огромный камень, от которого не составляет труда увернуться, если вал пробивать по центру. На огромный камень идет навал воды, но не сильный. Дальше несколько больших камней и бочек. Везде есть чистые проходы.
Для просмотра зачалились на левый берег перед островом. На просмотр потратили 30 минут. В 15.15 вошли в каньон. Шли один за другим. Первыми два катамарана, потом два каяка и еще катамаран. Первые катамараны встали на страховку с воды в конце каньона около левого берега. Каяки прошли и зачалились за ними. Третий катамаран встал чуть выше слева. Все шли по центру, пробивая вал и уходя от огромного камня вправо.
Далее идут сильные шиверы с валами и прижимами. Шиверы перемежаются разбоями с завалами. В одном месте пришлось проводиться. Слева лежало дерево комлем в реку, справа еще одно только ветками в русло, по середине мель. И справа и слева негабариты для катамаранов. Разбои невозможно описать , т.к. каждый год образуются новые мели и торчат новые бревна. Сплав после каньона требует постоянного внимания. Течение быстрое. Река разбивается на много рукавов. Параллельная группа шла 20 минут по разным рукавам, не видя друг друга. Наша задача была дойти до березовой рощи на левом берегу. Туда за нами должен был приехать ГАЗ 66 и отвезти на р. Аксаут. Как мы выяснило позже, березовая роща должна быть почти сразу за обсерваторией, не доплывая пос. Нижний Архыз. В 16.20 был первый мост (к сожалению, дать более точное описание расположения мостов невозможно, хотя они скорее всего есть на карте 1-2 км ), в 16.25 2-й мост. Прошли мы пос. Нижняя Ермоловка, а березовую рощу так и не приметили. В 18.05 встали размять ноги и прикинуть наше местоположение. Рыбак ничего не знал о березовой роще, но зато сказал, что до ст. Зеленчукская осталось 20 км. Вот это нас сильно насторожило. В 18.30 пошли дальше. Заприметив впереди автомобильный мост встали до него на каменистую мель под правым берегом. Слева уже километра 2-3 идут поля. Достали карту и поняли, что впереди пос. Даусуз. нужно срочно вставать. Время 19.20., а мы еще даже не обедали. Правый берег высокий и на нем сверху расположены дачи. А под ними, около реки, есть небольшая полочка. Полочка находится чуть выше по течению, чем каменистой мели. Пришлось проводить катамараны вверх. Погода нас за весь маршрут не баловала, а тут стал еще и дождит накрапывать. Поэтому быстро поужинали и легли спать. В 4.30 утра намечено идти на дорогу ловить наш ГАЗ 66.
Кубань. Уровень воды — средний, выше среднего.
03-е мая.
Вышли в 11.40. Через 500 метров порог «1-й взрывной». Перед ним прямой участок реки. Перепад видно не очень хорошо. Справа идет дорога.
Ориентирами порога «1-й взрывной» служат : Порог расположен в конце прямого участка реки. Через 500 метров после железного красного моста через реку. Мост находится в конце Даутской шиверы. Справа вдоль реки идет дорога. От дороги до реки склон порос лесом. На уровне порога леса нет. От дороги к реке спускается каменистая осыпь. Дорога и железный ограничитель края дороги хорошо просматриваются . Зачалиться нужно справа, до каменистой осыпи метров за 50. Просмотр по правому берегу.
Описание порога «1-й взрывной». Порог представляет из себя одну бочку перегораживающую все русло. По середине реки торчит «Зуб». Справа, за ним бочка не проносная. Катамараны там останавливало. Около левого берега большие камни. Вода отражается от них косым валом. Слева, впритирку к «Зубу», все та же бочка, но уже более пробивная. Идти нужно посередине между левыми камнями и зубом, пробивая косой вал и стоящую за ним бочку.
Просмотр и прохождение заняли примерно час. Поставили одну морковку за порогом справа. Первый катамаран пошел справа от «Зуба». В бочке его резко остановило. Ребята выезжали на зацепах. Сразу же встали на страховку с воды под правый берег. Второй и третий катамараны прошли слева от камня по основной струе. и встали на страховку под левый берег. Каякеры шли один за другим. Шли слева от «Зуба», пробивая входной косой вал по середине и бочку за ним.
От порога «1-й взрывной» до порога «2-й взрывной» метров 600-700. Справа идут огороды, за ними справа большая каменистая коса. В большую воду она образует каменистый остров. На нее и нужно чалиться для просмотра «2-го взрывного». Впереди виден правый поворот — это уже порог.
Ориентирами порога «2-й взрывной» служат : Порог расположен на правом повороте через 600-700 метров после порога «1-й взрывной». На правом берегу идут огороды, когда они заканчиваются, будет каменистая коса под правым берегом, дорога подходит к реке. Напротив каменистой косы от дороги к реке спускается каменистая осыпь метра 1,5 высотой, поросшая травой и кустарником. Просмотр и съемка по правому берегу.
Описание порога «2-й взрывной». Заход в порог осложнен нагромождением камней в русле. Слева для катамаранов непроход. Идти нужно вдоль каменистой косы, прижимаясь к ней правым баллоном. За первой грядой камней река сужается вся под правый берег. Справа стоят две средние проносные бочки. За ними слева большая не проносная бочка. Палка крутилась там около минуты, потом ее вымыло. Каяк не палка — будет крутиться дольше. После бочки образуется обратное пульсирующее улово, которое стоит выше уровня бочки и всю воду сбрасывает обратно. Выехать, наверное, можно зацепившись справа за струю. Место очень неприятное.
Просмотр и прохождение заняли примерно еще 1,5 часа. Поставили две морковки за порогом справа. Все катамараны шли правее, вдоль косы, пробивая две правые бочки и уходя вдоль правого берега от левой. Первый и второй катамараны прошли и встали под левый берег на страховку с воды. Морковки сняли. Прошел третий катамаран и встал под правый берег. Два каякера шли друг за другом, но каждый по своей траектории. Первый пошел слева, прыгая между камней. Зашел в улово за большим камнем слева, вышел на струю и простреливал под правый берег, уходя от левой бочки. В бочку попал кормой. Второй каякер прокрался, прижимаясь правым бортом, вдоль косы, зашел в улово направо, развернулся, прошел по краю правых бочек и от края второй правой бочки стрелял направо, уходя от левой бочки. На этом «2-й взрывной» не заканчивается. Через 10 метров стоят большие обливники. Каяки прыгали от центрального обливника слева. Катамараны справа. Справа от центрального обливника жесткая бочка, притормозившая катамаран, слева узкий проход с проносной струей. Катамараны слева помещаются впритирку. Метров через 100, слева каменистая мель. За ней в лесу стоянка. Ее с воды не видно. Поляна большая, ровная. Встать могут несколько групп, в разных концах поляны. Здесь и решили заночевать.
04-е мая.
Вышли в 13.00. Погода солнечная. Тепло. К каньону «Аман — Хит» подошли ровно в 14.00.
Ориентирами каньона «Аман-Хит» служат : Дорога резко уходит от реки вверх. Русло сужается. Над рекой нависают скалы. Левый берег очень высокий, правый метров 50 в высоту. Каньон не просматривается, т.к. вход в него перегораживает большой камень, лежащий справа. Перед этим камнем маленькое улово, а еще чуть раньше каменистая коса около правого берега, куда можно пристать для просмотра. Описание каньона «Аман-Хит». Каньон начинается правым поворотом за скалу, лежащую около правого берега. На повороте прижим под левый берег. Проход надо просмотреть, т.к. он довольно узкий и может быть осложнен застрявшими в нем бревнами. За входной скалой каменистая коса около правого берега куда можно зачалиться для дальнейшего просмотра. Сложность каньона очень сильно зависит от уровня воды. Течение на протяжении всего каньона очень сильное.
Каньон состоит условно из 3-х частей. Первая — входная с небольшим прижимом под левый берег, вторая — это середин каньона. Слева и справа торчат из воды большие каменные глыбы. Между ними большие бочки, неприятные прижимы и камни посередине русла. Запомнить всю вторую часть сложно, т.к. она длинной около 300 метров. Идти нужно с перечалками. Середина каньона по нашей воде выглядела следующим образом : От правой каменистой осыпи (которая находится сразу за первой частью) дальше вниз по реке : слева огромная скала, от нее идет к центру реки косой вал. Напротив скалы находится небольшая, но глубокая бочка. (В воду побольше эта бочка притормаживает катамараны.)
За ней справа огромная скала слева от которой бочка. Левее этой скалы — большой полуобливной камень. Проход по основной струе левее обливника. Через 10 метров слева 2 улова в которые необходимо зачалиться для дальнейшего просмотра. Скорость и мощь реки возрастают. Приходиться прилагать много усилий, чтобы заставить катамаран или каяк двигаться в нужном направлении. Под левым берегом через некоторое расстояние торчат из воды большие каменные глыбы. Около них образуются прижимы. Сразу за уловами русло сужается. По центру и почти до правого берега стоит очень большая бочка. Чуть левее сразу за ней еще две больших бочки одна за другой.
Далее по центру реки большие валы с обратным гребнями. И после этого самое неприятное место во второй части. Русло очень узкое. По середине реки полуобливной камень, мешающий проходу. За ним торчит «Зуб». Вся струя бьет под левый берег. Места для маневра очень мало. Более чистый проход — впритирку правым баллоном к правому камню, но туда сложно попасть. Т.к. перед этим правым камнем образуется улово с обратным током, а потом мощная струя подхватывает и швыряет влево. При очень слаженной работе катамаран двойка успеет повернуть направо за полуобливник и тут же повернуть налево, раскручиваясь вокруг «Зуба». При несхоженности экипажа катамаран нанесет на левый камень. Если успеть поставить катамаран носами вниз по струе, то, чиркая баллонами по левому камню и «Зубу» двойка пройдет. Ширина прохода в этом месте 2-2,20 м. Высота слива слева от «Зуба» примерно 60-70 см, справа намного положе. От «Зуба» по центру стоят косые валы. Справа улово. Далее река поворачивает налево. На повороте слева большая скала, за которой большое улово. Заход в улово перегораживает лежащее что-то поперек. Справа тоже улово, но поменьше. По центру — неприятные косые валы от правого берега.
Потом река делает резкий поворот направо. Из левого улова что там делается дальше совершенно не видно. Это начало третьей ступени. Третья ступень характеризуется бочками и валами. На заходе поперек всей реки большая глубокая бочка. Объехать ее могут только каяки по левому краю. Катамараны останавливает в зависимости от формы и размеров. После нее от центра и до правого берега два больших вала. Слева чистый проход. Из бочки выкидывает под правый берег. После валов река плавно поворачивает направо. Вдоль левого берега и до центра череда бочек всех размеров, от мала до велика. Правее от центра можно найти чистые языки.
Берега понижаются. Вода успокаивается. Впереди виден мост через реку. Дорога возвращается к реке. Каньон заканчивается. Перед мостом по середине реки огромная скала. Чистый широкий проход справа от нее. Первую чалку сделали до захода в каньон на правую каменистую косу. Заход в каньон не представлял ничего сложного. Прижим был очень слабый. Первым прошел катамаран, за ним два каяка, за ними два катамарана. Мимо первой левой огромной скалы проходили прижимаясь ближе к правому берегу. За тем отрабатывали влево, оставляя большой обливник справа от себя. Зачалились в 2 улова на левый берег. Просмотр занял очень много времени. Следующую чалку наметили перед третьей ступенью в левое улово. Выйдя из улова, проходили, прижимаясь к левому берегу, оставляя все бочки справа. Дальше катамараны шли по центру через валы, а каяки простреливали в улово под правый берег перед камнем до «Зуба». Первый и второй катамараны успели развернуться за полуобливник направо и сразу же налево вокруг «Зуба». Третий попал в щель под левый берег.
(У другой группы катамаран четверку центральной поперечиной нацепило на этот «Зуб», тут же перекосило, развернуло носами вверх, но каким-то чудом они смогли ее сдернуть). Каяки намечали пройти вдоль правого камня. Выходя из улова мощная струя вынесла их на центр и они прошли так же как первых два катамарана. Дальше катамараны шли по центру и встали за левой скалой в улово. Каяки простреливали под правый берег в улово и оттуда стреляли в улово под левую скалу, уходя от валов и бочек в центре реки. Из левого улова два катамаран и каяки перечалились в правое, а один катамаран решил смотреть третью часть каньона с левого берега. Просмотр возможен с любой стороны. В конце каньона выставили одну морковку. Первый катамаран попал по центру в основную бочку. Ребята выезжали на зацепах. Выехав отработали левее, обошли 2 больших вала. За валами пропустив правую бочку ушли правее и спокойно встали на левый берег для страховки с воды. Второй катамаран сместился правее на заходе, попал в основную заходную бочку, затем в два вала. После валов его снесло течением левее, и заканчивал он свое прохождение третьей ступени по левым бочкам. Третий катамаран прошел так же как первый. Каяки шли один за другим. Слева от заходной бочки был узкий язык по которому ее можно было объехать. Первый каяк попал в него носом, отработал левее от двух валов, затем прострелил под правый берег, объезжая все левые бочки и встал в улово в конце порога под левый берег. Второй каяк развернуло кормой вперед перед основной бочкой, попав в язык он стал разворачиваться через левый борт и угодил лагом в два вала. Убежав от правой бочки, попал под левый берег. Пробив несколько бочек, вдоль левого берега, каяк сильно притормозил и в последней бочке полег. Он ее пробил, но скорость была уже минимальная, вот тут-то бочка и дернула его за корму обратно. Вставал долго, сказались накопившиеся усталость и напряжение. На этом проход каньона «Аман-Хит» в 17.10 был закончен. Просмотры, страховки и проходы заняли 3 часа 10 минут. В 17.20 встали на ночевку за мостом на каменистой мели около левого берега. Стоянка там условная. Зайдя в лес, попадаешь на лесную дорогу. Чуть выше нее маленькая неровная полочка, куда можно впихнуть несколько палаток. При необходимости переночевать можно. «Аман -Хит» славится своими погодными условиями. До обеда почти всегда солнце, после (где-то с 17.45) ливень до утра. На следующий день опять солнце. Так было и в этот раз.
05-е мая.
Сегодня последний день сплава. За ночь воды прибавилось на 60-70 см. Вода мутная, коричневого цвета. Вышли в 9.20. До порога «1-й каменномостский» идут и средние, и мощные шиверы, с прижимами и без. Река не успокаивается. А наоборот набирает скорость и мощь. Минут через 20-25 сплава на правом берегу красивый особняк огороженный забором. Впереди за ним на левом берегу скала. Напротив этой скалы русло сужается и ныряет в проход между двумя большими камнями. По центру большие валы. От этого места еще минут 10-15 до порога. К «1-му каменномостскому» подошли около 10 часов.
Ориентирами порога «1-й каменномостский» служат : Река сужается. Левый берег — ровный, поля. Линия электропередач далеко слева под горой. На правом берегу спускаются к воде огороды. За ними видна большая железная труба. Справа маленькая каменистая мель. На нее нужно зачалиться для просмотра. Порог расположен ниже в 50 метрах. Просмотр, страховка и съемка по правому берегу.
Описание порога «1-й каменномостский «. Заход в порог осложнен нагромождением небольших обливных камней, за которыми образуются бочки. Уклон реки резко возрастает. На заходе в сам порог по середине реки торчит большой «Зуб». В нашу воду он являл собой большой обливник. Справа от него большая глубокая бочка с валом на выходе. Слева нагромождение камней , сливов и бочек. После бочки справа через 1,5 метра около берега лежит камень на который сильно наносит. От него вода отражается и «треком» скатывается налево, образуя большой провал около самого камня. Струя собирается в центре, образуя косые валы. Длина порога метров 200 с заходной шиверой.
Первый и третий катамараны шли через правую бочку, отрабатывая левее от камня под правым берегом. Второй катамаран пошел слева, прыгая через камни и смещаясь правее на центр струи. Каяки шли один за другим. Первый каяк прокрался вдоль правой бочки воль берега, но не успел отработать от камня, свалился около в него в провал и кильнулся. Встал только с третьего раза уже в конце всех валов. Второй каяк, увидев киль первого, ринулся в бочку. Выехал из нее на опоре и спокойно прошел по центру до конца порога. Прохождение заняло примерно час. После «1-го каменномостского» идет мощная короткая шивера. Сплава от порога «1-й каменномостский» до порога «Желоб» 5 минут. К 11 часам подошли к порогу «Желоб». Ориентирами порога «2-й каменномостский» (Желоб) служат : Река разливается. Слева появляются дома. Перед ними идет грунтовая дорога. Слева на берегу стоит скамеечка. Метрах в 300 впереди виден автомобильный мост через реку. Слева от моста — гора. Зачалиться нужно на пологий левый берег около скамеечки. Просмотр по левому берегу.
Описание порога «2-й каменномостский «(Желоб). Порог находится в узком каменном желобе. Отсюда и название «Желоб». Глубина в малую воду 9 метров, в большую от 12 и выше. Порог представляет из себя череду мощных валов и бочек. На заход в порог стоят одна за другой две огромные бочки. И ближе к концу, прямо перед мостом самый опасный участок. От правого берега до середины лежит каменная плита. От этой плиты до левого берега проход не шире 3 метров. Вода со страшной силой бьет в плиту, отбойник стоит только в конце нее. Слева перед этой плитой очень глубокая бочка, которая выбрасывает к правому берегу. После плиты узкий выход не более 3,5 метров. Правый берег изрезан карманами на протяжении всего порога. Карманы с высокими или низкими уловами не выносные совершенно.
Порог проходили совместно с группой из 5 человек. Они поставили для страховки свой катамаран двойку слева за «Желобом». «Желоб» проходили усиленными экипажами. Каякеры и девушки занимались фотосъемкой и страховкой. Трое оставшихся ребят — проходом порога. Первый катамаран прошел пробив бочку и ровно попав в узкий проход. Он зачалился за порогом слева и экипаж с него ушел проходить «Желоб» на втором катамаране. Первый катамаран встал на страховку в левое улово за порогом. Второй катамаран прошел менее удачно. В узком проходе, после плиты их развернуло лагом и если б не короткая рама, неизвестно как бы они из него выезжали. Катамаран расперло поперек, носы сильно задрало вверх, рама чиркнула по скалам. Экипаж с огромным трудом развернулся носами вперед и выехал из-под моста. Зачалились слева. Один человек со второго катамарана ушел на третий. Третий при прохождении повторил историю второго.
Каяки были обнесены. Экипажи заняли свои места и все тронулись дальше. После «Желоба» несколько мощных шивер, с большими бочками, но везде есть чистые проходы. На антистапель встали в 13.30. От порога «Желоб» до антистапеля 30 минут сплава. Чалка на каменистую мель на правый берег напротив школы. Чуть ниже справа впадает ручей, за которым поляна удобная для разборки и просушки судов. Чалиться после ручья неудобно, т.к. там крутой берег и быстротока. На разборку и просушку ушло 2,5 часа. В 16.00 нас забрал заказанный ранее автобус и отвез в Невинномыск.