Каякинг как панацея
Панацея — мифологическое универсальное средство от всех болезней. Сегодня термин «панацея» употребляется в образном смысле, означая предполагаемое средство, которое решит все проблемы, причём не только медицинского характера
«Увлекаюсь психологией» звучит как-то не очень. Я предпочитаю говорить, что активно интересуюсь почему люди ведут себя так, а не иначе; какова мотивация их поступков, отчего иногда они не понимают друг друга. Будучи позитивистом и эмпириком, я с большой настороженностью отношусь к чакрам-аурам, энергетике и прочему трансцендентному, предпочитая естественно-научный подход, возможность экспериментального подтверждения или опровержения гипотез. Полученную информация я стараюсь примерить на себя, своих знакомых, соотнести с событиями моей жизни. Вышло так, что на протяжении последних лет мне приходили в голову то одна, то другая мысли о каякинге и его воздействии на психику. Я заранее прошу прощения у тех читателей, которым мои соображения покажутся банальными, и надеюсь, что кому-то тезисы этой статьи помогут уловить закономерность в потоке событий, позволят поступать более осознанно, и стать, в конечном итоге, богатыми и здоровыми 🙂
Набирая осенью 201* года телефонный номер «Трех стихий», я был болезненным немолодым человеком, обремененным депрессией, лишним весом, и не ждал от будущего ничего особо хорошего. «Принц Угрюмистана», как говорила моя дочь. Сегодня я мужчина в самом рассвете лет, спортивного телосложения, с огоньком в глазах, и планами на год вперед. Владею четырьмя каяками, пятью веслами и семейным родео-бусом. Чему я обязан этой трансформацией?
«Это каякинг, детка». Хочу собрать в одном месте все благотворные свойства этого увлекательного занятия, и (недостатки – продолжения достоинств) отметить возможные побочные эффекты.
1. Реципрокный парохиальный альтруизм. Я имею ввиду возникающее в сколько-нибудь обособленном человеческом коллективе стремление взаимно и бескорыстно совершать действия, направленные на благо членов этого коллектива. По мнению ряда исследователей, это эволюционно-стабильная стратегия, обеспечивающая своим адептам преимущество в борьбе за выживание на уровне семьи, прайда, племени, рода и т.д. Помимо чисто бытового и утилитарного удобства, такой образ действий имеет большое значение в психологическом плане.
Во-первых, окунаясь в активно-доброжелательное отношение со стороны социально-значимого окружения, ты как будто входишь в светлую теплую комнату после промозглой слякоти улицы. Этот эффект активно эксплуатируют ведущие терапевтических групп или тренингов личностного роста. В самом деле, когда тебе с разных сторон говорят добрые слова, поддерживают, помогают, ободряют — это ж крайне приятно. Во-вторых, когда ты понимаешь, что можешь помочь, подсказать, сделать добро члену группы – это воодушевляет! Появляется неиллюзорный повод для гордости и самоуважения. При этом нет необходимости залипать в роли «принимающего» или «дающего» – клуб с первых дней занятий дает возможность занимать обе позиции, наслаждаясь ими. Таким образом, широко распространенное среди членов клуба альтруистическое поведение позволяет новичку быстро прокачать ресурсы «оцененности со стороны других» и «значимости в собственных глазах», являющиеся базовыми опорами личности!
Ведь в чем состоит наш «контракт с мирозданием»? Если я буду вести себя согласно принятым правилам, в основном совпадающим с моей внутренней системой ценностей, то мир будет давать мне положительное подкрепление – позитивную оценку членов общества и средства к существованию. Похоже на трудовой договор, правда? Конечно, правда. Поэтому любой грамотный психолог в числе первых рекомендаций нуждающемуся в помощи пациенту советует ни в коем случае не бросать работу, а если ее нет – активно искать. И, я полагаю, поэтому среди true каякеров, как и среди представителей других пассионарных сообществ, так распространено отношение к работе по найму как к нудному, утомительному времяпрепровождению, основная функция которого – заработать деньги на жизнь и любимое занятие. Если ты и так занимаешься каякингом, тем, что тебе нравится и получаешь от этого удовольствие и жизненно необходимое признание со стороны группы, то к чему «включаться» еще и на работе?!
Заметим, что «высший пилотаж» — это совместить удовольствие и зарабатывание денег. Так организовываются каякерские (и любые другие) клубы, для этого на самом деле покупаются родео-бусы, открываются магазины снаряжения и т.д.
Однако, нельзя упускать и оборотную сторону явления. Чрезмерная фиксация на клубе как легкодоступном источнике ресурса признания может проявляться как сектантство. Отрицательные последствия его общеизвестны – отдаление от семьи, необъяснимые для окружающих материальные затраты, каякинг как некритично воспринимаемая сверхценность. Так что ищите баланс, прокачивайте другие ресурсы, например…
2. Секс и отношения. Мы все взрослые, совершеннолетние люди, поэтому будем говорить напрямик. Клубные мероприятия – идеальная среда для завязывания отношений и сексуальных союзов. Во-первых, к огромному удовольствию всех участников, каякинг является гендерно-независимым спортом. Поэтому среди тренирующихся и выезжающих атлетов, как правило, хватает и мальчиков, и девочек. Во-вторых, ничто так не способствует сближению как совместная деятельность, разделенные с товарищем тяготы и лишения, возникающее уважение к потенциальному партнеру. Кроме шуток, крепкие семьи часто складываются из единомышленников, сотрудников, людей, имевших возможность оценить не только то, как партнер проявляется себя в «брачных играх», но и то как он показывает себя в труде и испытаниях. В-третьих, устанавливающаяся благодаря выбросам эндорфинов и дофаминов, алкоголю, душевным песням и хорошей компании, атмосфера карнавала просто создана для спонтанного секса, спросите бразильцев! Собственно, администрация и не скрывает, что считает каякинг лишь пристойной эгидой, осеняющей самый настоящий махровый клуб знакомств. Чтобы посчитать количество пар не хватит пальцев на обоих руках, а уж «радостные моменты жизни» и вовсе не поддаются учету.
Ресурсы любви и секса трудно переоценить. При этом развитие этих процессов само по себе довольно сложно, и каякинг способен подарить проскакивающую между двумя искру, создать необходимые, но не достаточные условия для счастья. Однако, хорошая новость в том, что все в ваших руках.
Два слова о спонтанности. Давайте понимать под этим не столько непредсказуемость, сколько способность действовать исходя из душевных порывов, возникающих желаний, а не из соображений «так надо», «все так делают», «это мой долг» и т.д. В такой трактовке спонтанность – это ресурс ресурсов, топливо топлив, это то, что позволяет тебе, нет не добиваться желаемого, а желать! Я так часто слышал от людей – «ничего не хочу», «нет сил захотеть чего-либо» и еще в таком же духе. Говорящим это не хватает спонтанности. Погружение в каякинг помогает повысить ее уровень, это факт. И не только сексуальной, конечно, спонтанности.
3. Алкоголь – психоактивное вещество. «Настоящий каякер должен побухивать» — с этим не поспоришь. Ах, как мил лично мне алкогольный туман, поднимающийся над жизненными обстоятельствами. Он неуловимо складывается в вожделенные формы, надежно скрадывает неприятности, и веселит, развязывает язык, тянет на подвиги. Пусть утром будет слегка неловко вспоминать вчерашние посиделки, но сегодня тепло костра, плечи друзей и звуки гитары так хороши, так сладки.
Расхваливать алкоголь дело неблагодарное, у всех есть личный опыт. Однако, если вернуться к каякерской специфике, то, во-первых, алкоголь здорово «снимает стресс», возникающий после «адских сраней» или соревновательного азарта – такая мягкая посадка. Во-вторых, недоступность магазинов во время выездов, и ограниченный запас спиртного очень располагают к дозовому контролю, не давая злоупотреблять. А в-третьих, есть еще один регулятор — бурная вода. Тяжелое похмелье или непрошедшее опьянение мешают наслаждаться катанием, не позволяют испытывать главный кайф. После третьего раза это становится очень хорошо понятно, поэтому запойные праздники нечасто повторяются.
Алкоголь, как и некоторые другие наркотики, не навязывает какого-либо специфического поведения, он, скорее, ослабляет тормоза, позволяет проявиться доминирующим сторонам личности, часто застегнутым на все пуговицы в трезвое время. Поэтому мне комфортно среди пьющих каякеров – не жду от них неприятных сюрпризов и подвохов. К тому же свежий воздух, здоровое питание и физическая активность эффективно нейтрализуют алкоголь, так уместный в …
4. Хорошая компания в каякерской тусовке не случайность. Многие приходят в клуб имея либо собственный туристический опыт, либо опыт родителей – а это уже можно считать ситом с достаточно мелкими ячейками. Туристы в СССР — это особая каста, со своей этикой, моралью, правилами. Во-первых, тратить свое время и силы на посещение труднодоступных мест, вместо того, чтобы бухать во дворе или тупить перед телевизором, это верный признак «незаземленности» мышления, определенных духовных амбиций. Во-вторых, общежитие туристических походов предъявляло достаточно серьезные требования к социальному интеллекту, умению уживаться в коллективе, соразмерять свои запросы с возможностями группы. В-третьих, широкое распространение среди туристов бережного отношения к окружающей природе, неизбежно «возвышает» этическое мировоззрение путешественника.
В клубе культивируются те же самые простые ценности, обеспечивая преемственность и воспроизводство моральных императивов, что автоматически делает их доминирующей идеологией. В этом разделе про побочные эффекты мне сказать нечего – за несколько проведенных в «Трех стихиях» лет я не встречал ни недостойных, ни даже просто неприятных людей. Ресурс дружбы, дух товарищества это один из важнейших источников удовольствия от каякинга. Важнее его может быть только…
5. Самореализация. Аристотель писал, что счастье достижимо через воплощение своих потенциальных возможностей. Похожей точки зрения придерживаются многие традиции и практики, включая Маслоу (и одноименную пирамиду). Радость преодоления себя, спортивный азарт, кайф командного выигрыша, ощущение свободного полета – вот что такое сплав, гребной слалом, кануполо и фристайл.
Это затягивает с самого начала тренировок: за несколько занятий начинающий атлет учится делать ранее небывалое – подниматься «эскимосом» из-под воды, ставить каяк на ровный киль. Осязаемый прогресс, от занятия к занятию улучшающаяся техника, прогресс при приобретении собственного инвентаря – на первой стадии обучения все это очень мощная мотивация потенциального каякера.
Пройти первый крутой порог, повариться в бочке, выжить, потом зайти в нее ради фана и посерфить – хочешь-не хочешь, а это достижение. Причем достижение в значимой для атлета области, которая напрямую связана с самооценкой и самоуважением.
Дальше – больше, хочется новых достижений, хочется освоить новые виды. Отсюда появляются планы на следующий сезон и радостное ожидание будущих побед.
Заключение. Совокупность упомянутых и неупомянутых мной ресурсов, которые позволяет прокачать каякинг – это опоры личности, позволяющие стоять ровно и устойчиво. Они как стартовые фермы ракеты или растопыренные «лапы» экскаватора помогают не завалиться на бок под напором ветра жизненных неприятностей или подняться после нокдауна, дают возможность сохранить свои убеждения и систему ценностей.
Часто спрашивают, как обзавестись такими опорами. Как приобрести спонтанность, стать увереннее в себе, повысить самооценку и т.д. Человеческая психика очень консервативна, поэтому любое изменение сталкивается с сопротивлением как на сознательном, так и, что важней, на неосознаваемом уровне. Преодолеть это сопротивление может шок, стрессовая ситуация, резкие изменения в образе жизни. Но таких моментов в жизни бывает обычно 2-3, не больше: брак, смерть близких, смена места (района, города, страны) жительства… Еще можно попробовать измениться через ум: «выдавливать из себя по капле раба» – ставить конкретные цели, заставлять себя их достигать, через «немогу» стремиться к мечте. Это сложно. Не только потому, что трудно, но и потому, что это контр-спонтанно. Хороший пример – похудение. Любой человек с сильной мотивацией может сбросить 10-15 кг за месяц, придерживаясь диеты. Но вот что дальше? За следующие два месяца вернуть вес и набрать еще пару кило? Или более или менее естественно придерживаться образа питания, который обеспечит здоровье и стабильность?
Точка зрения, которая импонирует лично мне, состоит в том, что легко и естественно изменение совершается в состоянии, которое Михай Чиксентмихайи называет «поток». Не буду описывать его подробно, желающие могут посмотреть в википедии. Сам автор в одном из интервью говорит «Быть в потоке, значит быть полностью вовлечённым в деятельность ради неё самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Всё твоё существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе». Ничего не напоминает? Вооот.
Поток – это оптимальное состояние внутренней мотивации, когда то, что ты делаешь само по себе является наградой, это как раз и есть высшее проявление спонтанности, о котором я написал выше. Следующая ступень – это групповой поток, когда в таком состоянии находишься не ты один, а целый коллектив, когда позитив не просто складывается, а возводится в степень.
Остается только поздравить вас и себя с таким удачным увлечением. А, вот вы до сих пор не каякер? Чего же вы ждете?!
Неизвестный автор