На каяке вокруг Ладожского озера
Википедия. Ладожское озеро – самое крупное пресноводное озеро Европы. Длина озера 219 км, ширина 138 км. Длина береговой линии более 1000 км. В Ладогу впадает 35 рек, вытекает одна – Нева. Нередки шторма. Высота волн может достигать 6 метров.
Идея обойти именно Ладожское озеро появилась не случайно. Ладога очень удобна для такого мероприятия. Во-первых, доступная протяжённость предполагаемого маршрута — около 600 км. Во-вторых, достаточно обжитые берега озера. В случае нехватки продуктов, их можно докупить. Ну а в самом крайнем случае — и эвакуироваться. В-третьих — недалеко добираться на машине от Москвы. Кроме того, я бывал на этом озере несколько раз, в том числе ходил на каяке, и оно мне просто нравиться. Июнь выбрал из-за белых ночей (и это очень пригодилось, хотя было ещё холодно) и из-за необходимости быть на работе в июле месяце. Зная переменчивый и крутоватый нрав Ладоги, был готов ко всякому. Всякое понемножку и происходило…
13 июня 2012 г. День первый.
Стартовать решил из Приозёрска. Там охраняемая стоянка при яхт клубе в устье реки Вуоксы. По слипу для спуска лодок можно подъехать прямо к воде. До озера 1 километр по воде. Очень удобно. В яхт клубе к моеей затее отнеслись с интересом и пониманием. На всякий случай взял телефон директора — мало ли что… Кстати, ещё один плюс Ладоги — почти везде есть сотовая связь. Я пользовался этим для общения с домом и получения прогнозов.
У меня морской каяк Tempist 175 компании Wilderness. Как любой полиэтиленовый каяк — тяжеловатая, но весьма крепкая лодка, которая позволяет таскать себя даже по камням (это сильно выручало меня). Чего мне не хватало, так это дополнительного внутреннего объёма и избыточной плавучести каяка. Я планировал 2 недели автономного плавания. Палатка, спальник, продукты, газ и так далее. Каяк грузоподъёмностью 145 кг был загружен под завязку (оставалось не более 10 см надводного борта). Полная загрузка увеличивала устойчивость каяка, но сильно затрудняла его манёвренность. Когда я загружал каяк, то понял, что он явно перегружен и не всё, что хотелось взять, вмещается. Пришлось кое-чем «пожертвовать» — несколькими банками тушёнки, книжкой для чтения, налобным фонариком, тентом от дождя. О фонарике и тенте я периодически жалел.
Из-за нехватки места внутри каяка, пришлось часть вещей в гермомешках разместить на задней деке, а одну герму засунуть в кокпит, между ног.
Стартовал в 21.15. Поздновато конечно, но было ещё светло и безветренно — хоть сколько то, но пройду. В результате – 15 километров. Пока ставил палатку – зажрали комары. Весна была поздняя и у них самый разгул. Просто ужас. Спать лёг в 00.30.
14 июня. День второй.
Утром вышел поздно – в 11 часов. Готовка еды, разборка лагеря, переупаковка наспех загруженных вчера вещей. Очень мешался мешок, который я запихнул в кокпит. В общем часа 3 провозился, но стало гораздо удобнее. В ногах осталось 2 небольших гермомешка с перекусом, фотоаппаратом и биноклем. Воду для питья залил в мешок – поилку, которую засунул в спинной карман жилета. На задней деке, в двух гермоупаковках подвязаны полиуретановый коврик, палатка и часть одежды. На передней деке – запасное вёсло, GPS, компас и карты, спрятанные а Аквапак.
Утром штиль. Температура +20-22 градуса. Сначала я пошёл со скоростью 8 км/ч (это очень хорошо). Шёл три часа. Отвлекали телефонные звонки, в результате чего средняя скорость около 7 км/ч (20 км за 3 часа). После часового отдыха и перекуса пошёл дальше.
Перед походом я распланировал дневной график движения – 2 часа гребли, полчаса отдыха, снова 2 часа гребли, час отдыха для обеда и снова гребля по 2 часа с получасовыми перерывами. Итого получалось 8 часов гребли и 2 часа отдыха. Таким образом, оставалось 14 часов на «береговую» жизнь. Но график пришлось нарушить в первый же день. Одна из главных причин – отсутствие подходящего места для остановки через запланированное время (то берег далеко, то он неподходящий). Общее суммарное время гребли сохранилось, но ритм всё время был разный.
…Поднялся встречный (ЮВ) ветер. Скорость упала до 5.5 км/ч (если прекратить грести, лодка начинала дрейфовать в обратную сторону со скорость 1 км/ч). Пройдя 42 км, я решил, что всё, на сегодня хватит. Где встать на берегу – непонятно. Недалеко от меня был небольшой островок (около 2,5 км от берега) размером примерно 20х50 метров. Называется Надёжный. Здесь гнездилище чаек — насиженные яйца и птенцы, не умеющие летать. Остров каменистый, с зарослями кустарника и высокой травы. Все камни белого цвета от покрывающего их птичьего помёта. С трудом нашёл одно более-менее ровное место под палатку. Пришлось разгребать камни, нарезать траву и застилать ей крупные голыши, иначе невозможно лечь.
Десятки обезумевших чаек носились над островом, издавая резкие крики. Птенцы, размером с цыплёнка-бройлера, сидели, спрятав головы под камни, полагая, что если они никого не видят, то и их тоже не видно. Трёх пришлось перенести подальше от палатки, чтобы их мамаши не беспокоились. Один из птенцов при переноске обильно обгадил меня, видимо, от избытка чувств (если бы меня схватил и понёс Кингонг ростом 10 метров, я бы вероятно, реагировал так же).
На этом островке один больщой плюс – полное отсутствие комаров. Постоянный птичий гвалт – серьёзный минус. Когда я залез в палатку, чайки осмелели и разместились вокруг меня. Очень раздражающе действовали периодические вопли отдельных чаек – громкие и неприятные (эти мучители находились в 1.5-2х метрах от меня). Начинала вопить одна – ей тут же отвечала другая. Очень было похоже на ругающихся скандальных тёток на базаре (прибить хочется). И так всю ночь. Ещё и палатку сверху обгадили. В общем, по возможности лучше избегать подобного соседства. Ночью сильно ныли плечи, всё-таки нагрузка большая для первого полноценного дня, но времени на то, чтобы втянуться в ритм гребли нет.
15 июня. День третий
Сегодня прошёл 51 км за 8 с небольшим часов. Чаще делал перерывы. Кроме того, после обеда задул попутный северо-восточный ветер (2-3 м/с), что добавило мне 1-1.5 км/ч скорости. По сегодняшнему маршруту не всегда можно было встать на отдых. Берег по большей части низкий, травяной. Изредка встречаются выходы песка. При планировании маршрута, я решил идти против часовой стрелки. То есть сначала шёл самый неинтересный, низменный восточный берег озера. А самую красивую – северную часть Ладоги, оставил «на десерт».…К вечеру всё равно вымотался, но не так сильно как вчера. На ночёвку встал в 20.30. Господи, сколько же тут комаров! Ненавижу.
16 июня. День четвёртый.
8 часов утра. Пасмурно. Идёт нудный дождь, который начался ещё ночью. Шорты и майка для гребли, висевшие снаружи, вымокли. У меня есть второй комплект одежды для гребли, но как высушить первый? Разве что на себе…Бррр…
Сейчас я особенно жалел об оставленном тенте. Придётся палатку собирать под дождём. Ну, что делать, нужно себя заставить. Вышел на воду в 12.00. Часам к восьми вечера, пройдя 40 км и изрядно устав, решил пристать к южному берегу Ладоги за Шлиссельбургом. Но не так просто всё оказалось…
Вдоль берега почти сплошной полосой растёт тростник. Ширина этой полосы метров 100-150. Сначала я довольно легко плыл сквозь заросли, но скоро возникло неожиданное препятствие – полоса плотно сбитого, мертвого, плавающего тростника, шириной 6-8 метров. И … я не смог преодолеть это препятствие. Глубина там 1 -1.2 метра. Дно – ил. Ни идти, ни плыть, ни тащить лодку невозможно. Пришлось выбираться обратно из зарослей.
Я подплыл к дедку, ловившему рыбу с резиновой лодки (явно он с ближайшего берега приплыл, куда я пробиться не смог) и спросил его, как он пробирается до воды. Дедок рассказал о «тайной тропе», но высказал сомнение, что я со своей лодкой смогу до берега добраться. Потом я понял – почему. Тропу я нашёл. Там была очень узкая полоска плавающего тростника, которую я переплыл. Стало мелко. Я вылез и потащил каяк на буксире. Когда глубина уменьшилась до 10 см, я встал. До твёрдого берега осталось метров 40-50, но они были непреодолимы. Думаю, местные просто переносят лёгкие резиновые лодки над головой. С каяком так не получиться, увы. Мне очень хотелось добраться до берега и взглянуть на Новоладожский канал. Но я реально опасался потерять лодку в этих густых, высоких зарослях тростника. Я представил себя потерявшегося – в мокрых каякерских шортах, юбке, спасжилете и грязных рваных резиновых тапочках. Между тем «вечерело» — десятый час пошёл. У меня было два варианта – или идти вдоль тростника до протоки в Новоладожский канал, или идти на острова Зеленцы. Расстояние в обоих случаях примерно одинаковое, около 10 км, Но второй вариант гораздо привлекательнее (всё равно туда завтра идти). И я выбрал острова. Проход через острова позволяет ощутимо срезать путь через залив. До Зеленцов добрался уже после 23 часов. Вымотался ужасно. Поставил палатку. От усталости даже есть не хотелось.
Прошёл 50 км за 8.5 часов. Спать лёг в час.
17 июня. День пятый.
Ночью сильно болели плечи (как после второго дня гребли). Проснулся в 10 часов. На воду вышел в 13.00. Как ни старайся и ни торопись, но сборы занимают не меньше 2-2.5 часов — готовка еды, сборка вещей, лагеря, упаковка каяка…
Пошёл напрямик к восточному берегу Шлиссельбургской губы (около 10 км). Начался дождь. Он лил всё время, пока я грёб. Только когда я остановился перекусить на Песчаном мысу, дождь выключили (удивительно!). Вся одежда была сырой. Погода – пасмурной и тоже сырой. Чувствовал я себя неуютно. Сварил супчику из пакета. Одел курку, как юбкой обернулся куском целлофана и встал над горящей газовой горелкой (у спелеологов подобная система называется «самоспас» когда нужно согреться и подсушиться в пещере). Минут через 15 подсох и подсогрелся. На всё это ушло около 40 минут. Как только я сел в лодку – снова полил дождь. Грести было тяжело, сказывалась накопившаяся усталость (я даже иногда грёб с закрытыми глазами, пытаясь подремать). На расстоянии 100-200 метров от уреза воды, по берегу тянется Новоладожский канал. Он был прорыт в 1861-1866 годах, чтобы обеспечить проход барж и других судов, минуя капризную и мелкую южную Ладогу и имеет общую длину 169 км.
Я нашёл на карте узкий перешеек от берега до канала (вернее, до боковой протоки, ведущей к каналу). Причалил. Нужное место угадал почти точно. Прошёл до протоки. Там стоит 2 больших катера. Поговорил с хозяевами о возможностях ночёвки на берегах канала. Вернулся к каяку. Долго решал, что делать, прикидывая варианты завтрашнего и послезавтрашнего переходов. Мне давно хотелось проплыть по каналу, плюс прогноз погоды на завтра был плохим – очень сильный западный ветер. И я выбрал канал. Перетащил часть вещей, волоком – каяк. Поставил палатку в метрах в 70 от начала протоки.
За день прошёл всего 25 км. Зато сейчас 11 часов вечера, а я уже поел и даже помылся! Будем считать сегодняшний день днем отдыха. А ветер действительно разошёлся. Порывы до 10 м/с. Хорошо, что я не на берегу поставил лагерь, а метрах в 100, в лесу. Всё, попить «какавы» и спать… Как хорошо в Новой Зеландии – там нет комаров. Сволочи!
18 июня. День шестой.
7 часов утра. Ветер зверствует. Ещё раз порадовался, что встал не на берегу. Меня бы сдуло, наверное. Сейчас скорость ветра более 15 м/с. Пасмурно. Ночью шёл дождь. Очень удачно, что именно сегодня можно уйти в канал, а не сидеть на месте, и ждать «у моря погоды». Места здесь чудесные. Песок, сосны и народу здесь, думаю, отдыхает немало, особенно в июле – августе. Увы, и мусора соответственно полно везде. Весь день шёл каналом. Было довольно много мест для ночёвок. Но с приближением к Новой Ладоге их не стало. Весь день, не переставая дул западный ветер. Меня это очень устраивало – он подталкивал меня в спину. А на озере, очевидно, шторм. Скорость доходила до 8.5 км/ч (но средняя скорость гребли, с учётом коротких периодов отдыха, всё равно 6.5 км/ч). Вышел в Волхов у Новой Ладоги, пересек его, и пошёл дальше по каналу.
Здесь трудно найти место для ночёвки. Правый берег крутой. В 21.30 нашёл место на левом берегу. Полянка для отдыха с помойкой (рядом дорога, идущая вдоль канала). Но выбора нет. Прошёл 49 км – неплохо. Видимо, из-за попутного ветра и периодического отдыха, плечи не особенно давали знать о себе. На ужин, традиционная тушёнка с вермишелью. Вкусно, быстро и питательно. Только тушёнка тяжёлая. Это минус. Хотя, с каждым днём каяк становится всё легче. Это плюс.
23.00. Первый раз ужинаю, спрятавшись в палатку – комары не оставляют выбора. Они, по-моему, даже на крем от комаров не обращают внимания. Завтра опять планирую идти каналом. По озеру длиннее – придётся огибать полуостров. Да и ветер не стихает.
19 июня. День седьмой.
23.00. Перекрёсток водных путей. Буквально. Закончился мой путь по каналу. Я проплыл по нему 97 км. Завтра утром, после пересечения устья реки Свирь, опять выйду в Ладогу, уже у подножия её восточного берега и начну двигаться на север. В этих местах по-прежнему трудно найти место для лагеря. Берега или высокие, глинистые, или неровные, бугристые и топкие. В конце концов, я нашёл местечко на территории охотничьего хозяйства. Здесь канал пересекает другой, перпендикулярно прорытый канал, выходящий через залив в устье Свири. На углу этого перекрёстка, на высоком (метра 4 от уреза воды) берегу, я и остановился. Удачно оказалось, что на базе никого нет, только народ на моторках периодически проносился по каналу.
Место хорошее, лишь одно портило мне жизнь – мошка! Эта дрянь — похлеще комаров. На мазь от комаров – ноль внимания, и лезет везде – в уши, глаза, за шиворот. Создал же Бог такую мерзость! Спасение одно – только палатка. Тут я жалел о не взятом фонарике, дневник в тёмной палатке писать тяжело.
За день прошёл 46 км за 7.5 часов.
20 июня. День восьмой.
12.00 Сегодня, похоже, «ленивый день». Мне осталось 5-6 км до выхода в Ладогу, но всё ещё продолжает дуть сильный западный ветер. Хочу сделать попытку и выйти в озеро, может быть, хотя бы километров 15 пройду.
Решил, наконец, попробовать блесну (воблер) для ловли щуки. Буду плыть и буксировать её за собой – а вдруг поймаю !? Сегодня праздник – яичница на завтрак. Ура! Перед походом я сделал раскладку по энергетической ценности продуктов, которые я могу взять с собой. Суточная потребность при подобных нагрузках около 4.5 тыс. ккал. Очень непросто набрать не очень тяжёлый и не объёмный, но питательный рацион. На быстрые перекусы взял халву, сникерсы, орехи, сало. На завтраки-обеды-ужины – тушёнка, макароны, сухая картошка, шпроты, супы. Консервы идут замечательно, но они очень тяжёлые. Настоящие сублиматы очень дорогие (особенно мясо), и из них я взял только немного творога. Плюс приходилось учитывать возможность быстрой готовки еды в целях экономии газа, иначе общий вес начинал расти как снежный ком. Но, в конце концов, еды даже немного осталось. 19.40 День получился не просто «ленивый», а абсолютно дурацкий. Стартовал я уже после 15 часов, продвинулся вперёд на 7 км, потратив на это в общей сложности более 3-х часов и вымотавшись, как будто грёб целый день. Пересек р.Свирь и вошёл в Лисью протоку, которая выходит в Ладогу. По правую руку начался Свирский заповедник, который тянется вдоль берега озера на 20 км. Причаливать к берегу там запрещено (да и негде — берег болотистый).
Высунулся в Ладогу и развернулся. Сильный ветер, крутая боковая волна. Решил встать на ночь, но не тут-то было. Я два часа не мог найти место для палатки – то опять эти грёбанные камыши у берега и болото за ними, то просто болото. Пришлось вернуться к началу протоки, где я с трудом нашел сухую площадку. Чем меня откровенно радует каяк, так это возможностью затащить его почти куда угодно. Вчера я затащил его на крутой берег, сегодня – в кусты. Правда, приходится его частично разгружать. Я каждый раз на ночь притаскивал каяк к палатке, а вёсла убирал внутрь палатки (так спокойнее).Накрутил я в результате 15 км (а вперёд продвинулся, как уже сказал — на 7 км). Лучше бы вообще не выходил сегодня, а отдохнул. Завтра по прогнозу ветер всё ещё будет, но уже тише. Надеюсь, встану пораньше, одену сухую каякерскую куртку (сегодня я был в майке и меня при выходе в Ладогу тут же всего залило), и попытаюсь продолжить свой путь — теперь уже на север. Сидение на месте угнетает.
21 июня. День девятый.
9.00 Солнечно, но ветер не унялся. Если прогноз правильный, то сегодня он должен стать тише чем вчера, а днём перейти на северо-восток. Во всяком случае, я ещё прособираюсь часа два, а потом попытаюсь совершить побег из этих «заповедных» мест.Когда я вышел из Лисьей протоки в Ладогу, то понял, что прогноз на перемену и ослабление ветра пока не оправдывается – по-прежнему резкая боковая волна. Но я был в сухой куртке, неопреновых штанах и полон энтузиазма. Сначала был насторожен к каждой большой волне. Волны – в борт, высота около метра. Через час ветер усилился. Высота волн увеличилась до 1.5 метров. Но я освоился, понял, что каяк очень устойчив, повеселел, и мне стало даже интересно идти в такую погоду (хорошо хоть светило солнце). Все накопленные ранее крупинки опыта, сложились в навык ощущения лодки и удержания её в стабильном состоянии…Я шёл в 2.5-3 км от берега, срезая залив заповедника. Через 3 часа ветер стал стихать. Это было очень кстати, так как мне нужно было «приземляться» — отдохнуть и поесть. Заповедник закончился. Нашёл место без камышей, одни камни. Вылез, снял насквозь промокшую одежду, повесил сушить. Переоделся в сухое, поел картошки с печенью трески. Я пока не понимаю, где я так теку (по юбке?). Даже, несмотря на сухую куртку, я начал ощущать дискомфорт, хотя температура воздуха была +16 С.
Решил плыть, сколько смогу (но не менее 40 км, а там видно будет). В 21.30 понял, что на сегодня хватит. Берег подходящий, песчаный, туда я и направился. Весь берег уставлен (с интервалом в 100 метров) сарайчиками, будочками, столиками. Видимо, это очень популярное место у рыбаков.
Сначала я хотел поставить палатку за маленькой песчаной дюной между соснами. Начал расчищать площадку от веточек и шишек. Когда расчистил, то пришёл в ужас. На земле прятались от ветра десятки тысяч особей мошки. Ветер стих, я их потревожил, и они все кинулись на меня – ужинать. Пришлось с позором бежать. Палатку поставил ближе к берегу. Готовить есть, вообще ушел к самой воде, там хоть ветерок сдувает этих гадов.
Слава богу, ветер слегка усилился, и я смог спокойно поесть и сделать записи. Прохладно, не хватает сухой обуви и тёплых носков. Хожу по берегу босиком, в лодке ноги мокрые – некомфортно. За день прошёл 42 км. Общий пробег -334 км. Сегодня, кстати, самая короткая ночь в году.
22 июня. День десятый.
10.20. Сегодня я завтракаю, сидя за столом. Яркое солнце, поэтому тепло, хотя температура воздуха утром была +13. Когда я выезжал из Москвы, было очень тепло и я наивно полагал, что сильно холодно не будет. Спальник взял тонкий (толстый не влезал в передний люк) и ночью подмерзаю. На завтрак доедаю вчерашний ужин (вермишель с тушёнкой), с чесноком вприкуску. Плюс кусочки сала, хлеба и сыра.
Важный момент! У меня выдвижной скег на каяке. Вчера после перекуса на песчаном берегу, отказал механизм выдвигания скега (забился песком). Нужно сейчас проверить, и вообще каждый раз проверять его работу перед стартом. …Встречный ветер измучил меня. Упираешься, а скорость 5-5.5 км/ч. В путешествии я использую очень удачную карту Ладоги, масштаба 1 км/см. Зная по GPS пройденное расстояние и используя береговые ориентиры, я точно определяю по карте своё местоположение и могу примерно планировать места стоянок. Вчера я первый раз ошибся с местом ночёвки из-за однообразного берега, и оно оказалось километров на 7-8 южнее, чем я полагал.
Кстати, довльно крутой нрав Ладоги подтверждают выброшенные на скалы «рыбаки» — суда весьма мореходные, но и они пасуют перед силой ветра.
Устав бороться с ветром, я решил отдохнуть от него, обойдя остров Сало по указанной на карте небольшой внутренней протоке (на карте протока переходила в ручей). Перед протокой, на берегу залива, обозначена охотничья база, куда я решил заскочить, чтобы узнать — а проходимо ли это место? Причалил…
У избушки, стоящей рядом с берегом, сидело трое – две «дамы» и мужичёк (охотник, нужно полагать). Все сильно пьяные. В ответ на мои вопросы, оживившийся «охотник» стал рассказывать, что протока- это прорытый более 100 лет назад канал (ведь были ли же в России трезвые и работоспособные люди!). Но сейчас он зарос, и я вряд ли смогу проплыть. Тут обе дамы хором закричали, что вон, едет начальник, он, дескать, всё знает. Начальник приехал на самодельном драндулете, типа 3-х колёсного мотоцикла. Он сообщил, что протока сейчас мелкая, так как вода в озере упала от прежнего уровня более чем на метр (измельчало всё в стране!). «Ну, может, по щиколотку будет..» — и тоже засомневался, что я пройду. Я начал огорчаться. Но тут первый «охотник» потребовал у меня карту. Просветлившимся на короткое время взглядом, увидел на ней обозначенную протоку-ручей и уверенно сказал: «Пройдёшь». Однако его слова меня почему-то не вдохновили. В общем, возвращаться назад и «грёбать» вокруг острова было слишком лениво, да и неправильно сточки зрения «первопроходимца», которым я себя ощущал. И я пошёл протокой.
Мне очень нравятся маленькие речки. Плыть по ним как-то уютно и интересно. Метров через 400 протока закончилась узким, шириной сантиметров 20 ручьём. Это и был прорытый более 100 лет назад канал. Действительно — измельчал. Я вылез, подцепил каяк на поводок и пошёл по ручью глубиной 10-15 см. И прошёл! Правильно сделал, что удавил в себе червячка сомнения «а может, лучше стороной, а?». В очередной раз немного гордился собой.
Потом встал, перекусил и пошёл дальше. Ветер чуть подстих, но волны иногда были до метра. Поставил антирекорд скорости – 40 км за 8 часов.
23 июня. День одиннадцатый.
Солнце. Почти штиль. Ну, думаю, пройду сегодня «полтинничек»! Но пока собирался, снова поднялся западный ветер. Не сильный, но мешающий плыть. Моя средняя скорость в районе 6 км/час.
Первую остановку сделал на островах Калливойнен. Это уже настоящие североладожские острова – гранитные массивы, с пологими, зализанными волнами скалами. Много чаек. Гнёзда, яйца и пушистые, неуклюжие, похожие на нелепых пингвинов птенцы. Пока готовил перекус и ел, задул обещанный по прогнозу «восток». Довольно резво задул. С собой в экспедицию я взял два фартука – неопреновый и лёгкий тонкий. Тонкий хорош от брызг, но он не герметичен по периметру и у него невысокий подъём на талии. Так как было солнечно, я одел лёгкий фартук и капроновую куртку. Ветер усилился ещё больше, метров до 10 в секунду. Хорошо, что ветер был с берега, и на дистанции моего удаления от берега в 1 км, волна не успевала разогнаться. Но захлёстывало меня всё равно. За 4 часа гребли я полностью вымок. Сделал для себя вывод, что в случае сильного ветра, даже если нет большой волны, нужно одевать неопреновую юбку и сухую куртку. Добрался до острова Рахкасаари уже к 22 часам. Вымок и замёрз (сам виноват!).
Прошёл 44 км за 7.5 часов. Всего 419 км.
24 июня. День двенадцатый.
Воскресенье, выходной день. Его и мне нужно бело бы таким сделать – снаружи ветрено, сыро и уныло. Идёт дождь, всё небо затянуто серыми, низкими облаками. Видимость не более одного километра. Встал в 9.00, как раз случился короткий перерыв в дожде. Вылез, почистил зубы, набрал воды в чайник и спрятался обратно в свой домик. Кстати, я забыл отметить ещё одно преимущество Ладоги – чистая пресная питьевая вода. Я переделал бытовой картридж для очистки воды, фильтровал через него воду из озера и пил – очень удобно.
По тенту палатки опять лупят капли дождя, наводя уныние. Я затащил в палатку газовую горелку, поставил чайник. Сразу стало тепло и уютно. Заодно и каякерские шорты досыхают, висящие под потолком. С грустью вспоминал свой сухой гортексовый костюм, оставленный дома. Одел бы сейчас – и всё нипочём. Увы, в каяк не уложить всё, что могло бы понадобиться. Проблема сырости в каякерской экспедиции вообще, по-моему, трудно решаема. Или ты сырой от воды снаружи, или отпотеваешь изнутри, и даже «дышаший» гортекс не решает полностью этой проблемы.
…Выезжая из жаркой Москвы, я не думал, что здесь будет 12-13 градусов. Конечно, если есть возможность за ночь высушиться, то всё в порядке. Но дождь и холод лишают меня такой возможности…
Я в задумчивости – куда идти сегодня. До Питкяранты 30 км. До места намеченной ночёвки – 45 км. Если погода не изменится, то, видимо, до Питкяранты. Посмотрим. Пора варить кашку на завтрак.
На воду вышел поздно. Помятуя вчерашний день, оделся основательно – куртка, две майки под ней, неопреновые штаны. Дождь кончился. Ветер слабый. Сначала мне было жарковато. Даже хотел снять куртку, но не стал. Две-три волны захлестнуло юбку, ерунда казалось бы. Но довольно скоро я почувствовал, что в неопреновые штаны попала вода и из-за этого намокли поддетые майки.
Пока грёб, всё было нормально, но когда я через 4 часа вылез на остров перекусить (до Питкяранты оставалось 4 км), то почувствовал себя абсолютно дискомфортно от того, что был мокрый и сразу замёрз (на улице пасмурно, сыро и холодно). Даже возникла мысль – а не пойти ли мне ночевать в гостиницу на причале в Питкяранте? Несколько минут сомневался. Потом переоделся в сухую («домашнюю») одежду и перекусил. Стало веселее. Я для себя вывел важное правило – в подобных ситуациях нужно создать себе максимально доступный в данных условиях комфорт (это снимет назревающий стресс), и уж потом принимать решение. Я отбросил соблазнительную мысль о гостинице. Достал ещё одну, не высохшую после вчерашнего дня майку, и ещё одну запасную сухую поддел под неё. Скрипя зубами, влез в мокрые неопреновые штанишки. Пошёл дальше. Вроде нормально, но одна мысль меня угнетала – на завтра прогноз не очень хороший (опять дождь). Вся моя каякерская одежда мокрая и сушить её негде (разве что костёр палить). У меня была тайная надежда на избушку, которую я нашёл в прошлом году, плавая на каяке в этих местах. Тогда была сухая тёплая погода, и я просто посмотрел на избушку со стороны. Абсолютно закрытая от всех ветров узкая бухта. Меня двигала вперёд надежда, что там сейчас никого нет (не сезон, плюс вечер воскресенья), я смогу затопить печку и всё высушить!
23.00. Мне Очень Повезло. Я сижу в натопленной избе. За окном идёт дождь, туман, температура +12, а у меня +25. Сварил кашку с тушёнкой. Мокрые вещи и палатка сохнут по стенкам. Благодать! Почему-то очень хотелось бутылочку пива, но её отсутствие не испортило мне праздника. Так неожиданно события прошлого года вмешались в мою жизнь. Эта избушка просто спасла ИСКПЕДИЦИЮ (как говорил Вини Пух). Я с трудом представлял себя сейчас в палатке. Прошёл за день 40 км. Если бы не изба – шёл бы ещё. Так немного человеку нужно для счастья…
25 июня. День тринадцатый.
10.00 Как же мне было хорошо в тепле и сухости! Надеюсь, этого заряда (и сухих вещей) мне хватит на пару дней – до окончания моего Великого Похода. Погода всё ещё плохая. Дует юго-запад, пасмурно. Только что дождь не идёт. Снаружи +12, с учётом ветрового коэффициента +9. Избушка за ночь подостыла (в ней много незаделанных щелей), и я утром снова подтапливал печку. Сижу, завтракаю и смотрю в маленькое окно на узкий залив.
Ловлю последние минуты удовольствия от пребывания в этом «санатории». Продукты равномерно заканчиваются. Остался последний рабочий баллон газа (плюс резервный баллон). Кроме того, есть пол-литра бензина, так как горелка у меня универсальная. В общем, я всё рассчитал правильно. Кое без чего можно было бы обойтись, а чего-то иногда не хватало. Например, мне вчера первый раз за всё время понадобился топор для рубки дров. А весит он 1.5 кг. Но не будь его – как бы я дров заготовил? Или костёр в крайнем случае развести (разве что маленькую ножовку брать). Не хватало сухой тёплой обуви (непромокаемой и лёгкой). Ноги всё время в сырости и холоде. Уже неделю не проходит лихорадка на губе (нужно брать крошечный тюбик ацикловира). Мышечные боли есть, но не такие как раньше – привык…
К вечеру дошёл до большого острова Путсаари. В его южной части много мелких островков с хорошими местами для стоянок. Там же получил очередной урок. Пытаясь выбраться на берег, я вылез на пологие гранитные плиты, плавно уходящие под воду. Глубина была сантиметров 15- 20. Встал рядом с каяком и … заскользил вниз (т.е вглубь) по этим плитам. Уехал сантиметров на 70 по глубине (хорошо, что не по грудь). Меня «спас» большой камень, торчавший из воды, в который я упёрся. А вода +9. Ногам холодно. Вылезти ближе к берегу не получается – съезжаю назад. Опираясь на большой камень, влез в каяк. Вот такая неприятность. Было ещё не поздно, и я решил идти к острову Свиному. Там по карте прослеживалась бухточка, закрытая от дующего юго-запада. Добрался туда к 22 часам. Но оказалось, что все хорошие места (как выяснилось позже, там лишь одно такое место), уже заняты другими путешественниками. На берег была вытянута парусная лодка, а метрах в 50 выше неё, стояли 2 палатки. Я почти час искал ровное место, где можно поставить палатку. А в это время лил нудный дождь. Температура +10. Противно — гадко и холодно. Вылез я из лодки, как обычно, мокрый, и теперь опять страдал от холода. Кстати, накануне, я вроде бы выяснил причину своих бесконечных промоканий. Виной всему старая неопреновая юбка. В районе талии, по шву, отошла герметизирующая шов лента, и я, похоже, набирал воду внутрь через швы, но клеить сейчас было нечем.
… Сначала я бегал по берегу под дождём, не переодеваясь, пока не начал дрожать. Потом всё-таки заставил себя переодеться — и снова искать место. В конце концов нашёл более менее ровное место на толстом (сантиметров 30) слое из мха и кустиков ягод (на этих замечательных каменных островах не всегда можно найти ровную площадку рядом с берегом). В результате лежал как на сеновале. Съел сублимированного творога. Вкусно. Тушёнка уже надоела. Очень хотелось верить, что завтра будет солнце. Прошёл 45 км. А в сумме перевалил сегодня за 500 км. Ура!
26 июня. День четырнадцатый.
Солнце! Как я его люблю! Развесил всё сушить. Поесть, собраться – и снова «в бой». Хочется сегодня дойти до Приозёрска. При выходе с острова поговорил с двумя ребятами, ночевавшими по соседству. У них резиновая лодка с обвесом из алюминиевых труб, на котором стоят кили и парусная оснастка. Они не первый год путешествуют по Северной Ладоге, места знают хорошо, и сказали мне, что на острове действительно трудно найти хорошее место для палатки. Были удивлены моему одиночному походу. Пожелав друг другу успехов, расстались. Сначала я прошёл два часа до островка, где решил вылезти, размяться и перекусить. И опять наступил на вчерашние грабли – неудачно вылез на скользкие плиты (хотя выбирал место!) и уехал вниз — почти до пояса. Полностью промочил свои, с таким трудом высушенные, каякерские шорты. Сильно ругался на камни и на себя. Болван! Через пару часов сделал ещё остановку – поесть.
Время 19.00. По прямой до Приозёрска 25 км, а если плыть вдоль берега, то раза в полтора больше. Начал сгущаться туман. Но очень хотелось сегодня завершить путешествие. По карте прикинул азимут движения на Приозёрск и взял чуть севернее. Получалось 20 км до берега по курсу движения и около 8-ми км справа по борту. И пошёл.
Туман совершенно сгустился. По чайке, сидевшей на воде, определил видимость – около 50 метров. Слава Богу, был полный штиль. Хотя, если бы поднялся несильный ветерок, то он сдул бы туман. А так приходилось ориентироваться по компасу. Это был единственный раз, когда компас мне был действительно необходим. Но без него я бы не решился на такой переход (даже имея электронный компас в GPS).
Периодически прислушивался – не едет ли моторка, или что-нибудь крупнее. Обидно будет, если меня утопят так близко от финиша. Через 3.5 часа услышал плеск волн и…выплыл из тумана к лесистому берегу. Но я не был абсолютно уверен – в какую сторону плыть вдоль берега. Если я не ошибся, то идти нужно на юг. Туда и направился. Через некоторое время встретил рыбаков. В ответ на мой вопрос «где Приозёрск?», они удивлённо спросили: «А вы откуда?». Я неопределённо махнул рукой в сторону тумана – «оттуда». Плыл я в правильном направлении. Из-за перестраховки, вышел к берегу километра на 4 севернее Приозёрска.
Эти последние километры были самыми трудными. В тумане я грёб достаточно активно. Там включились стимуляторы, не позволявшие расслабляться, а сейчас я шёл только на силе воли. Погребу 5 мин, отдохну и снова грести. Так и добрался до точки, с которой всё начиналось 2 недели назад, пройдя за день 55 км. Всё закончилось…
Всего прошёл 560 км за 14 дней. С учётом двух «неполноценных» дней гребли (первый день и день простоя) средняя скорость равнялась 40 км в день. Получалось, что предельное расстояние – 50 км в день, можно сделать только при хорошей погоде. Но физически это тяжеловато. Любая волна, независимо от направления ветра, сильно снижает скорость из-за увеличения сопротивления движению.
Я, безусловно, приобрёл дополнительный опыт, стал лучше понимать каяк и … как то больше уважать его (себя тоже).
В яхт клубе меня встретил Леонид (он же меня и провожал, помогая спустить лодку на воду). Теперь он помогал мне затащить лодку на берег. Он поздравил меня и сказал, что по хорошему завидует мне. Здорово, что встречаются такие люди, всегда готовые помочь.
Палатку поставил прямо на веранде яхт клуба. Там же развесил всё сушить. Заставил себя разогреть банку тушенки с вермишелью и завалился спать. Больше сил ни на что не оставалось…
Утром с наслаждением залез в душ при яхт клубе, позавтракал, загрузил машину. Потом сходил расплатился за стоянку, поблагодарил за гостеприимство и поехал в сторону Питера…
Роман Прохоров. Июнь 2012