“Не дождетесь…”, или экспедиция на Хара-Мурин на фоне когнитивного диссонанса
Говорят, наглость — второе счастье. Если так, то для меня по итогам этой экспедиции вредность — счастье третье. Дело в том, что после одной из тренировок перед поездкой мои друзья-кануполисты при мне вслух поделили практически все мое каякерское барахлишко. Быстрее всего ушла канупольная лодка, потом пошло-поехало и, в конце концов, дело плавно дошло и до машины. Что ж, думаю, “Хрена Вам лысого, а не стафф. Видел я все это здесь www.angara.net/…), там все идется или обносится, а на стоянках так вообще шашлыки жарят и душ принимают”. Это 10 лет назад на маршруте с утра выпадал снег, уплывал стафф, спирт, ломались весла, в сифонах застревали лодки, люди с лодками, и кто-то после этого даже переставал сплавляться. Как это было — смотреть здесь /tur/baikal2004_2.shtml.
С тех пор произошло глобальное потепление, появилось новое снаряжение, а границы возможностей самых заурядных атлетов в каякинге раздвинулись. По крайней мере, внутренне мне хотелось, чтобы это было так.
Видимо, на волне такого когнитивного диссонанса путешествие начиналось довольно суматошно. Первым звоночком было то, что таксист упорно не хотел со мной разговаривать и пытался ускользнуть, наворачивая круги во дворе дома. Не могу не поделиться этим — друзья, никогда не регистрируйтесь в самолете Airbus A320 на 9-й ряд. Видимо, Миша Будашкин хотел выбрать ряд за аварийным выходом, чтобы комфортнее сидеть. Однако он промахнулся – наш ряд оказался не с увеличенным пространством, а наоборот с уменьшенным. Хуже того, Михаилу удалось заманить меня и Свету Шишкову на тот же ряд. Что ж, с его ростом 1 метр 87 см он и стал самым пострадавшим. Тем не менее, Светка Шишкова через полчаса ерзания таки вписалась в габариты, практически закинув ноги на плечи впереди сидящему Андрюхе Сосонкину . Так и прошли 6 часов – в ерзаниях, попытках заснуть и тоскливых взглядах на впереди сидящий бизнес-класс. Надо отметить, что стюардессы авиакомпании “XXX авиалинии“ активно идут на контакт. Проблема только в том, что в качестве объекта для контакта со своими мягкими местами они выбирают почему-то мой локоть и именно в тот момент, когда я этой рукой держу стаканчик с кипятком в опасной близости от всех жизненно важных органов. Вспоминается творчество одной небезызвестной группы, где все заканчивается строчкой “Ох уж мне авиарейсы — безопасность и комфорт”.
Раннее пасмурное субботнее утро в Иркутске, где нас ждут две новости. Плохая – как обычно все всё перепутали и заказали вертолет на день раньше. Хорошая новость – метеоусловия в точке приземления не соответствуют стандартам безопасности полетов, и наш вертолет как никуда не улетел вчера, так и никуда не улетит сегодня и, вероятно, в течение ближайших трех дней. Тем временем, от группы покорителей алтайских 3-к (как водится, с элементам и бонусами от Васи Поросева) приходят сообщения про беспощадный каякинг в ирландском пабе и какой-то 130-й квартал – значит, есть шанс, что в Иркутске не пропадем. Следующие 3 дня слились в какую-то серую и невыразительную череду – поели, подпили (не выпили, а именно подпили, ведь в любой момент может позвонить вертолетчик), поспали, погуляли. Даже хваленый 130-й квартал оказался не более, чем фикцией. Если в пятницу, по словам Илюхи Мартюшова, он был пронизан “Движением похоти и разврата, которое хочется возглавить”, то в субботу здесь поселилась тоска и печаль. В воскресенье был день воздушного флота – в понедельник вертолеты не летают. Единственное яркое впечатление – в кабаке показывают мультик с вполне себе раскрытой темой каякинга от студии Walt Disney, где наглядно освещается техника эскимосского переворота в исполнении представителя одноименной нации.
От скуки и тоски идейный вдохновитель и организатор всего мероприятия Алексей Шишков, вынужденно ставший в рамках данной экспедиции рафтером из-за травмы, полученной при прохождении Мажойского Каскада, решил пуститься на небольшую авантюру – прибыть в нижний лагерь не на вертолете, а на своих двоих. Эта идея была поддержана его супругой Светланой, а также Сергеем и Еленой Марченко. Средства связи у нас были, так что договорились рассказывать о своих успехах и поражениях каждый день в 21:00 и 13:00.
Приходят вести от Егора Воскобойникова, который водил группу каякеров из Иркутска на верхний Хара-Мурин — вода низкая, минус одно весло и минус четыре лодки — у нас будет точно все по-другому, ведь все это время в горах льет фановый дождь. На самом деле, с такой погодой становится уже не до смеха, ведь таким образом выбираются резервные дни, выделенные на всякие непредвиденные обстоятельства, а мы еще и по речке на лодочках не плавали даже. Нам советуют бурханить, чтобы была погода. Как именно – не говорят. У кого-то появилась светлая мысль — что пока не начнем употреблять крепкие спиртные напитки в достаточных количествах, никакого вертолета не будет. Ну надо, так надо – обреченно подумали мы. И оно сработало!!! На следующие 8 дней произошел полнейший переворот как во внешней среде, так и во внутреннем восприятии происходящего. Как черно-белое кино сменилось цветным. Куда-то ушел диссонанс восприятия, и осталась чистая радость, я не шучу!
Посадка и перелет проходят на одном дыхании, и вот вертолет начинает движение по кругу и один из пилотов оборачивается с вопросом “А где именно вас сажать-то ?” К такому вопросу из нас практически никто не был готов. Все видимо считали ответ на него самим собой разумеющимся, учитывая заброску группы Воскобойникова незадолго до этого и наличие у пилотов GPS-координат. Более того, в этот судьбоносный момент большая часть членов нашей экспедиции была настолько увлечена видами в иллюминаторах, что отвлечь их внимание на что-то еще не представлялось возможным. Где карты ? Карты в лодке. К счастью, Леша Новиков смог сориентироваться и наложить палец на нужный квадрат карты, что я и не без некоторого волнения воспроизвел для пилотов. Пилоты сначала несколько разошлись в интерпретации географического соответствия указанной точки на карте и местности под нами, но довольно быстро пришли к консенсусу и стали уверенно заруливать на снижение. Видимо из-за зашкаливающих эмоций мы сначала выгрузили из вертолета рюкзак Сергея Марченко, который предназначался для нижнего лагеря, но вовремя это обнаружили и запихнули его обратно. Какова все-таки тонкая грань в экспедиции между удовольствием и страданием.
И вот, вертолет улетает! Словами этого не передать – ощущение эмоционального подъема вытесняет из головы все остальное. Пакуем барахлишко в лодочки – все четко, даже без возгласов “Ну и куда мне все это пихать ???”. Хотя Леха Висков обещает утопить каны в первом же пороге, мы ему не верим. На удивление, даже забытых элементов снаряжения выявлено не было, не считая одной ложки. Первые несколько часов проходят на 50% в режиме ходьбы и на 50% в режиме камнежопинга с элементами сплава. Основным развлечением было передвинуть бревно в пороге так, чтобы траектория не казалась такой простой и просочиться в щель между камнями. По словам Шишкова, первый каньон должен был начаться где-то максимум через час. Начинает уже посещать гаденькая мыслишка – а та ли это речка? Темнеет и прояснение этого вопроса решено отложить на утро.
Здесь необходимо небольшое отступление. Первое правило выживания в экспедиции — каждый сам за себя. Что бывает, если дать слабину и отдать свой рулон туалетной бумаги товарищу нам в красках рассказал Леха Висков. Естественно, рулон оказывается надетым на часть запаски, вставленной в карман при обносе. Удивляешься потом, наблюдая с вертолета тянущийся в тайге длинный белый след.
Как выяснилось утром по некоторым характерным признакам, мы поставили лагерь в аккурат на медвежьей тропе. Понятно, почему те, кто лежал в центре, считали ночью звезды, а те кто лежал ближе к краю считали шарящихся в кустах медведей.
С утра посмотрели на карту и сопоставили ее с местностью — ура, мы все-таки на Хара-Мурине. Воды становится больше. Полчаса сплава и справа становится видна долина реки Байга. Посмотрели первый из двух выходных водопадов перед слиянием — с нашим уровнем воды есть очевидный шанс уйти в правую часть слива, откуда струя бьет так, что головой потом приезжаешь в полку основного слива. Голову жалко, голова одна — несем. Вместо этого решено захватить выходной водопад Байги. Заход кривой и прямо из порога, но внизу все мягко и приятно, главное потом не уйти направо, где довольно неприятный прижим. Без происшествий, но перевернулись на пупыре внизу все, а кто-то начинал делать это даже заранее на срезе. Надо отметить, что по нашему уровню воды Байга производила гораздо лучшее впечатление, чем секция Хара-Мурина до слияния с ней. Это мы обсудили уже вечером, сидя у костра. Если есть возможность – имеет смысл забрасываться на Байгу. Воды там побольше и верхний участок дарит вам пару километров сладенького стип-крикинга.
Дальше был каньон с большим количеством кривых сливов с карманами / сифонами, но которые без проблем несутся и даже желания нет идти – кайфа особо никакого при потенциальных залетах. Фоновый уровень я бы оценил как Class 3+/4. Запомнился уже ближе к выходу порожек с S-образной траекторией движения, который заканчивается сливом в плиту, но конфигурация воды такая, что все очень мякенько, можно ходить даже кормой, что я и продемонстрировал. Так подошел к концу первый полноценный день экспедиционного сплава. Мы даже ставили лагерь при свете несмотря на желание на каждом подходящем для стоянки месте плыть еще 15 минут со словами, что самая лучшая стоянка всегда за поворотом.
Утром Леха Висков безуспешно пытается реализовать свои таланты рыболова и вспоминает слова Васи Поросева о том, что сплав будет ничем особо не выдающийся, зато рыбалка! Может, мы что-то не так делаем? Еще кто-то вспомнил, что Иркутяне советовали ловить на слепня, но где его взять-то? Звучит как издевательство, за 3 дня ни одного не пролетало. Собираемся, дальше идет примерно час сплава Class 3+, и мы у второго каньона. Там два ключевых слива и выходной порог. Первый сначала выглядит проходимым буфом с правой части слива, но на самом деле на этот буф еще надо зайти. И как выясняется при просмотре снизу, по нашей воде буфить приходится в треугольную щель, куда валится довольно много воды. В принципе, ничего криминального, но дальше идет слив, куда в разобранном состоянии лучше не приплывать, иначе можно неопределенно долгое время наворачивать круги по маршруту улово — шторка слива. Сначала носим вещи, потом думаем окончательно идти, или нет. Посмотрели еще раз на все это поближе. Учитывая наше отставание от графика и отсутствие времени на организацию страховки наш коллективный разум решил не идти. Прыгать это, похоже, хотелось мне одному. Но поскольку я полностью разделяю идею о том, что в экспедиционном каякинге главное не мочкануть все сливы, а приплыть на финиш без травм и со всем своим стаффом, то идею прохождения я не слишком продвигал. Несем лодки. Результат – по ощущениям минус 3 кг веса и обезвоживание. Ох мать, лучше бы я прыгнул в эту щель… В худшем случае перед стрелкой бы меня выловили, все равно купаться в любом случае. Что мы и делаем после обноса прямо в сплавном. Хочется выпить весь Хара-Мурин при помощи шлема.
Дальше следовал участок 5-7км похожий на class 3+ с обносом двух неприятных щелей. Еще запомнился S-образный порог с сильным прижимом к скале под левым берегом и порог с двумя вариантами прохождения – через узкий слив под правым берегом, либо через горку по центру. Сразу после него встаем на шикарнейшем пляже левого берега около 6:30 вечера — мы делаем это все раньше и раньше.
Леха Висков говорит, что здесь рыбы по-прежнему нет. Валяется только местная снасть явно со следами зубов двухметрового тайменя, но мы не знаем как ей пользоваться. Надо рассказать про еще одну местную достопримечательность – практически на каждой стоянке с нами в большом количестве сожительствовали бурундучки размером чуть меньше белки. Мы вели себя не слишком располагающе и прятали от них еду. Тем не менее, отдельным личностям даже удавалось заставить их к утру вылизывать посуду, но для меня сие искусство осталось в тайне.
На следующий день мы проплыли до впадения реки Дзымхи. На мой субъективный взгляд, это была лучшая секция за всю поездку, которую я бы оценил как Class 3+/4 с парой мест 4+/5, которые мы в рамках концепции экспедиционного каякинга благополучно занесли. После стрелки с Дзымхой все упрощается до Class 2/3.
Еще 5 км и мы видим выставленный на берегу реки красно-черный инородный объект. Это был рафт!!! Полдень, наши пешеходы придут только завтра утром – прощай экспедиция, здравствуй баня, курорт и рафтинг. Из бонусов – в реке наконец-то появилась рыба, и Леха Висков поймал 5 небольших хариусов.
Как выяснилось, рафтинг опасен, будь он неладен, — я попал ногой в обвязку и чуть не опрокинулся при этом навзничь головой в воду. И чуть телефон не утопил. Так и утонуть не долго, хотя товарищи, наверное, меня бы спасли. Как выяснилось позже, рафтинг отнюдь не является лайтовым видом бурноводной активности для курортников — рафтеры постоянно пыхтят, орут, раз раз, вспоминают какую то матерь, получают травмы от бочек с вещами, которые подпрыгивают на камнях и придавливают пальцы ног. Время от времени с рафта даже приходится в экстренном порядке эвакуироваться, как запечатлено на этом фото.
Основное разочарование в день единения группы – спиртовой голод. Сославшись на отсутствие завхоза Леша Новиков на правах и. о. развел 300 грамм спирта вместо положенных 500. Но путем строгих математических выкладок мы (т.е. настоящие каякеры, которые как известно должны побухивать) без особого труда его вычислили и путем четких логических рассуждений склонили на свою сторону. Леха, несмотря на этот досадный эпизод, мы все тебя любим, ты большой молодец — компотик был восхитителен.
На следующее утро пришли изрядно похудевшие и счастливые пешеходы. Отдельное спасибо хочется сказать Сергею и Лене Марченко. Такой гурманской раскладки в походе я еще не видел. Хочется порадоваться их тяге к приключениям и позитивному настрою. Всегда приятно учиться и узнавать что-то новое. Жареные рыжики – тема, которую нам раскрыл Сергей. Посыпаем гриб солью и держим на палочке над огнем, пока сок не пойдет, а потом закипит. Если есть спирт, это восхитительно, да и без спирта тоже!
Дабы не утомлять читателей скажу лишь, что в описании оставшейся части речки значилось 117 препятствий. Порог Рубикон был отрейтингован как 6кс по советской классификации. Если бы мы не читали лоцию, скорее всего он оказался бы пройденным без просмотра. Запомнилось, как Алексей Висков набрал грибов, которые в итоге пришлось везти Илюхе между ног так, что из лодочки если что не выбраться никак. Слова о том, что зачем нам глупая нелепая смерть и что тайга с грибами в принципе до стоянки никуда не денется, услышаны не были. Впрочем, супчик с грибочками хорошо пошел.
Подведу резюме по сплавной части экспедиции. Злые языки, конечно, скажут – “Да вы все занесли”, “no swims = no paddling”. На самом деле проплыли все, что хотелось / стоило проплыть по нашей воде, может быть за исключением 2-3 препятствий по причине непонятной ситуации со временем в начале. Что для этого необходимо в плане подготовки ? Ответ — нужно уверенно плавать class 3-4. Но уверенно это уверенно – no swims ;). Сифонов на речке много, но нет никаких проблем с обносами и при низком уровне воды в основном все довольно легко объезжается. Наверное, начинающих каякеров интересует вопрос, сколько надо точить мастерство, чтобы выйти на этот уровень. Основываясь на своем опыте, а также наблюдениях за некоторыми атлетами с 2004 года хочу озвучить “Формулу 100 дней”. Нужно желательно без пропуска сезонов провести суммарно на воде +/- 100 полноценных сплавных дней. В принципе, после этого сплав по участкам Class 3 может вызывать отношение “Ну как, как в этих бочках можно не только завариваться, но еще и отстреливаться???” Если проводить аналогию с горными лыжами/сноубордом, то это примерно эквивалент уровня катания с удовольствием по черным трассам и умеренному off-piste.
И по поводу экспедиционного каякинга в принципе. Конечно, Майкл прав. Кто еще не ознакомился с его нетленным произведением – рекомендую прочитать немедленно
Здесь /forum3/viewtopic.php?f=13&t=15605&p=33283#p33283
Здесь /forum3/viewtopic.php?f=13&t=15607&p=33302#p33302
И здесь /forum3/viewtopic.php?f=13&t=15610&p=33337#p33337
Рационально понимаешь, что ради чистых 5 дней хорошей воды брать 14 дней отпуска неэффективно. Действительно, вода как минимум не хуже доступна в большем объеме в Европе без вертолетных забросок, тягот и лишений экспедиции. Но почему-то уже сидя в самолете по пути домой уже думаешь, откуда будешь в следующий раз провожать взглядом улетающий вертолет. Парадокс, однако. На уровне здравого смысла это не объяснишь 😉
И наконец, в заключение — нереально большое спасибо Алексею Шишкову. Леха, ты сделал большое дело, не просто организовав все это, но и задав нам правильный настрой. То, что все хорошо прошло без твоего непосредственного присутствия на верхнем участке является лучшим тому подтверждением. И, конечно, спасибо многоуважаемому Андрею Ивановичу Сосонкину просто за то, что мы все там не подохли ;).
Неизвестный автор