Открытый чемпионат Голландии по кануполо. г.Гронинген
1. О поездке.
Участие нашей команды в канупольном чемпионате оставалось под вопросом до ого дня отъезда. Мы столкнулись со всякими трудностями, такими как: отсутствие билетов, оригинала приглашения, паспорта и т.п. Организаторы с честью справились с этими трудностями и наличие проблем только усластило нам миг вылета из Москвы.
Самым кратчайшим путем в Голландию оказался перелет из Москвы в Будапешт, а затем в Амстердам. При полете с пересадкой самым опасным местом является потеря багажа, о чем еще в Шереметьево я сообщил своим товарищам, причем акцент мною был сделан на большой чехол с веслами. В итоге по прилету в Амстердам мы не досчитались весел и моего рюкзака. Венгерская авиакомпания «Малев» забыла загрузить незаметный двухметровый чехол в наш самолет. К этому моменту мы уже привыкли к наличию постоянных проблем, накатав претензию и накатив по 100 «Мартеля», двинулись с остатками вещей на встречу с поджидавшим нас Робертом.
Далее в поезде до г. Гронингена (2,5 часа) немного попьянствовали.
2. О Голландии.
В Голландии оказалось тепло (0,-5), не было снега, но дул сильный ветер.Запомнились узкие улочки Гронингена, маленькие старинные домики с разноцветными крышами, обилие каналов и баров. Очень много молодежи, огромное количество велосипедов. Кругом дух спокойствия, стабильности и доброжелательности. Жили в отеле, потом в клубе канупольной команды г. Гронингена, вечерами ходили в клубы и на дискотеки, но без фанатизма, берегли силы для будущих матчей. Как-то вечером обнаружили на одной из площадей Гронингена открытый писсуар, кое-кто его тут же протестировал. Говорит, что очень понравилось.
3. О турнире.
В турнире принимали участие, в основном, голландские команды, хотя были гости из Франции, Германии и мы из России. Команды делятся на два дивизиона: первый — более сильный и второй послабее.Мы были заявлены во второй дивизион. Всего в нашем дивизионе играло около 10-12 команд. Турнир проходил в двух бассейнах одного из колледжей, было не очень много зрителей, мало рекламы, зато много великолепной игры.
Команды принимают участие не только в играх, но и в судействе матчей. Команды могут быть смешанных составов, то есть состоять как из мужчин, так и из женщин.
4. О снаряжении.
У каждой команды есть собственные пластиковые лодки, длинные специальные канупольные весла (2,06м). У лодок очень плоская корма, облегчающая разворот, и отсутствует спинка, что дает возможность максимально отклонитсься назад для броска или для контроля над мячом. Спасжилеты похожи на слаломные, но с защитой по бокам, на них нашиты номера. Наше снаряжение оставляло желать лучшего. Нам выдали полиэтиленовые лодки «Пиранья». Длина весел колебалась от 185 см до 2 м, кроме того, они не соответствовали стандарту по толщине, о чем нам тут же заявили судьи, пришлось намотать по килограмму серого скотча, который постоянно отклеивался и мешал грести.
В одной из игр у Лехи вообще отобрали весло и дали какое то клубное, похожее на ТНП.
5. О игре первого дивизиона.
Игра первого дивизиона поразила меня своей высокой организацией, особенно игра сборной Голландии — действующих чемпионов Европы. Все игроки находятся в отличной физической форме. По расспросам мы выяснили, что они тренируются до 9 раз в неделю,а занимаются около 10 лет.Огромное значение придается броску, бросают как левой так и правой руками. Мощность бросков потрясает, много обводящих бросков, ложных замахов. Рука будто бы прилипает к мячу. Пасы все точно в руку, особенно при розыгрыше в зоне соперника, если мяч выпадает из рук или падает рядом с лодкой, то нападающего тут же прессингует защитник. При контратаке пас следует на ход атакующему, а не ему в руки, он подправляет его себе на ход, если до ворот еще далеко, а когда находится на расстоянии броска, кидает в ворота надежно двумя руками. При позиционной атаке атакующая команда старается как можно дольше контролировать мяч и производит бросок только в случае 100 % голевого момента. Вратарь не стоит постоянно на воротах, а участвует в игре в роли разыгрующего. В связи с этим возрастает роль дальних бросков, и защищающаяся команда старается прессинговать атакующих игроков по всему полю, даже в чужой зоне не давая им бросать по воротам или отдавать пасы. Защитники ведут себя очень активно, постоянно прессингуют атакующих, выдавливая их из 6 м. зоны. Мы наблюдали, как игроки одной из команд по команде одновременно вывезли всех атакующих из 6-ти метровой зоны, все это сопровождалось устрашающим криком. Смотрелось очень круто. Атакующая команда находится в постоянном движении, разменивается местами и методично атакует защитников, но старается не зарываться в атаке.Если некому отдать пас, то мяч передается назад, постоянно свободному игроку.
Огромное внимание уделяется игре без мяча. Как только атака закончена голом, атакующая команда устремляется назад, защитники стараются аккуратно помешать этому при этом очень быстро переходят от обороны к атаке.Если мяч потерян атакующими, то потерявшая мяч команда не передает мяч противнику, а просто оставляет его.Занимает выгодное для себя положение, давая своим партнерам возможность оттянуться назад, и начинает прессинговать соперника на его половине площадки. Наконец удалось понаблюдать то, как можно играть веслом или рукой через лодку. Если не происходит контакта с лодкой соперника, то это не нарушение. Если атакующий оказался в контакте с вратарем соперника , не владеет мячем и не производит активных действий,он поднимает весло на вытянутые руки параллельно воде, а атака вратаря не судится.
Бросков по воротам веслом практически не видел, скорее, это некое пижонство, зато очень здорово принимают мяч на весло, очень хорошо ведут его веслом.
6. О вратарях.
Ворота висят на высоте 2 метра от уровня воды и верхняя часть очень уязвима для мяча, однако, при наличии нормального весла парировать мяч все-таки можно. При той силе броска, которой обладают игроки, 80% бросков с голевой дистанции завершаются голом. Однако, мы наблюдали и класную игру вратарей. Но все-таки замечу, что пропущенный мяч — это скорее промах защитников, чем вратаря. Как только мяч, отбитый вратарем, падает на воду, вратарь тут же устремляется к нему и старается овладеть им или выбить в аут.
7. О игре второго дивизиона. О игре женщин.
Возраст игроков от 15 до 60 лет. Занимаются в общей массе от 2 до 5 лет. 3-7 тренеровок в неделю. Тактика напоминает 1 дивизион, просто все медленнее и больше ошибок. Бросок очень сильный. Девчонки играют наравне с мужчинами, физически абсолютно готовы, сильный бросок, все делают очень грамотно. Есть даже симпатичные.
8. О нашей игре. День первый — микротрещины.
Посмотрев игры других команд, иллюзии в наших головах окончательно рассеялись. Задача максимум — показать зубы. Первая игра с женской командой Голландии (собираются на чемпионат мира в Японию). Начали мы за здравие: Серега Ананьев заколотил им два гола (2:0), я отразил несколько бросков — хорошее начало. Потом увлеклись атакой, стали проваливаться и пропустили две контратаки (2:2). Опыт и тактическая выучка нам сказались, два дальних броска под перекладину (2:4). В обороне у нас ни чего не получалось (2:6) , девчонки здорово играли в обороне, у нас несколько штанг и Лехин гол. Итоговый счет — (3:7)
Вторая и третья игры у меня прошли, как в тумане, те же ошибки- не успевали возвращаться назад, проигрывали индивидуально, нервничали и т.д. Запомнился счет (11:1) и (9:1) очень устали и расстроились. Я и Серега пару раз вывалились из лодок — сорвало юбки, Леха не по делу эскимосил с ТНПшным веслом. Потом было немного взаимных обвинений, по старой русской традиции обнаружили кучу крайних: лодки не те, весла не те, ворота высоко, девчонки неправильные ….. Постойте! Так это же у нас нет лодок и нормальных весел! Так кто же в этом виноват?! Проанализировав свою игру, пришли к выводу, что основное значение имеет не снаряжение, а умение играть. Немного порадовали игры, в которых наши девчонки-соперницы рвали другие команды. Вечером наша группа разделилась: Андрей и Леха остались спать в клубе, а мы рванули в город. Немного попили пива и расказывали нашим иностранным коллегам русские анекдоты.
9. О нашей игре. Микротрещины затягиваются.
Во второй день всем нам очень хотелось играть и воплотить все увиденное на площадке. Кроме того, еще с вечера было решено дать сегодня бой. Нашими соперниками оказались две еще неизвестные нам команды и наши старые знакомые девушки. Первая игра сложилась для меня не очень удачно, в моей лодке оказалась трещина, она мгновенно наполнялась водой и становилась неуправляемой. Правда я размочил свой сухой счет, забив два красивых гола.Несмотря на то, что итоговый счет оказался 7:3 это была уже другая игра, у нас многое получалось в обороне и в атаке, настроение улучшилось. Зрителям наша игра понравилась и они стали поддерживать нашу команду.Вторая игра была с девушами и напоминала качели, мы постоянно выигрывали( 1:0, 2:1, 3:2, 4:3, 5:4), но потом два точных броска с дальней дистанции одной леди перечеркнули наши надежды на победу, итоговый результат (6:7). Третья игра с вторым составом Гронингена в точности напомнила игру с девушками, мы играли на контратаках, в обороне были предельно внимательны и могли одержать победу, но допустили несколько тактических ошибок и проиграли с боевым счетом (5:6). Игры второго дня вселили в нас уверенность в собственных силах. Впереди был просмотр полуфиналов и финала в первом дивизионе.
10. О судействе.
Как я уже рассказывал, судили игры представители различных команд.Судили игры на высшем уровне, допуская минимальное число ошибок. Казалось что судьи видят все , что твариться на поле. Очень хорошо судят ауты и опасную игру, зачастую закрывают глаза на игру через лодку. Правда, надо сказать, что судить игры с участием опытных игроков гораздо проще, чем наши матчи, участники которых зачастую незнакомы с правилами игры.
11. О моих выводах.
Играть на международном уровне можно , но для этого надо понять и отработать следующие:
1. Быстрый переход от обороны к атаке.
После того, как мяч передается защищающейся команде ( аут, нарушение, гол) игрок защиты стремится сразу овладеть им и передать его свободному игроку своей команды, для последующего паса вперед или иного розыгрыша. Игроки другой команды зачастую не успевают в этом случае вернуться в защиту. Тоже самое при розыгрыше стандартов, старайтесь как можно быстрее завладеть мячом, занять выгодное для вас положение и отдать передачу. В случае, когда вы пробиваете штрафной в 6-ти метровой зоне у ворот соперника, после свистка сразу производите бросок или отдавайте передачу, пока соперник не опомнился.
2. Нужно давать своим игрокам вернуться в защиту или подключиться к атаке.
Поясню, что я имею ввиду. Например, звучит свисток, вы атаковали, но нарушили правила, мяч расположен рядом с вашей лодкой и доступ к нему ограничен вашей лодкой. Не отдавайте его сопернику, но и не предпринимайте никаких активных действий, осмотритесь, вернулись ли ваши игроки в защиту, пусть игроки чужой команды сами забирают мяч. После того, как игрок чужой команды овладел мячом, вы должны препятсвовать вводу мяча в игру, стараться блокировать передачу. То же самое при вашей атаке, если игроки вашей команды еще не успели занять свои позиции, осмотритесь, если некому отдать пас, отыграйте назад.
3.Игра без мяча.
Занимайте на площадке активную позицию, постоянно перемещайтесь, при атаке, если вы видите, что проигрываете позицию, вам не может быть сделана передача, постарайтесь оттянуться назад, сбросить с себя соперника. При атаке старайтесь стянуть на себя максимальное число игроков обороны, давая тем самым образовываться свободным коридорам, куда врывается свободный игрок и куда следует отдать пас. Когда вы находитесь в защите, встречайте игроков атаки уже в средней зоне, прессингуйте их, заставляйте передавать мяч назад, в случае, когда мяч неудачно принят и лежит на воде рядом с лодкой соперника, особенно активно атакуйте его. Встречать игроков не в 6-ти метровой зоне нужно и еще по такой причине: многие игроки современных команд обладают очень сильным броском и подпускать таких игроков к воротом равноценно забитому голу.
Как только вы потеряли мяч в атаке, постарайтесь максимально быстро вернуться в свою зону, ближайший к воротам игрок должен сразу занять их и быть готов к дальнему броску.
4. Дальние броски.
Бросать издалека конечно нужно, но для дальнего броска нужно выбирать подходящий момент. Дальний бросок следует в случае, когда между вами и воротами соперника находится один или более игроков соперника, но на воротах никого нет или вратарь далеко выехал из ворот.В случае когда между вами и воротами никого нет, лучше пробросить мяч себе вперед, максимально сократить дистанцию а уж за тем бросать.
Выполняя дальний бросок, игрок должен реально оценивать свои возможности при выборе дистанции.
5. Тренировочный процесс. Комплектация команд. Тренер.
Принимая во внимание все особенности российской жизни, постоянный дефицит времени и т. д., следует сказать что, количество тренировок в неделю должно быть не меньше двух, трех. Это не исключает посещение спортзалов и т.д. Так же неплохо бы ввести систему тестов, нормативов для возможности оценки прогресса того или другого игрока. Команды могут комплектоваться как из мужчин, так и из женщин, а состав должен быть максимально стабильным. Это необходимо для большего взаимопонимания между игроками, налаживания игровых связей и схем. Все это требует дисциплины при посещении тренировок и отношения к ним. У каждой команды должен быть капитан, наиболее ответственный и опытный игрок. На нашем этапе развития он же, как мне кажется, должен исполнять роль тренера — выстраивать тренировочный процесс и схему игры. Выбор такого тренера должны осуществлять игроки команды, тренер должен избираться на определенный срок, а по истечении этого срока переизбираться. В случае совместных тренировок нескольких команд, тренеры этих команд коллегиально решают, как проводить тренеровку. Тренер должен принимать активное участие в проведении семинаров по судейству и самой игре. В случае халатного отношения к своим обязанностям тренер может быть переизбран.
Это то немногое, что я могу сообщить вам, коллеги, об этом турнире и о выводах, сделаных мною. Играйте в кануполо. Будут вопросы — спрашивайте лично или по почте.
Илья Клочков.