Таджикистан 2006

Таджикистан 2006

Прошло уже существенно больше двух недель с момента моего возвращения, а я ни то что даже не садился чего- то написать, я до сих пор не могу влиться в этот пёстрый людской муравейник… Вот у Коли на сайте уже давно висит описание нашей экспедиции… И Андрюксу сразу по приезду отинтервьюировали… А мне: чего не пишешь? чего не пишешь… тоска! Хотя я, конечно, обещаю- мол, да, постараюсь… Попробую… наверное выйдет всё как обычно- не захватывающий рассказ а дневник путешественника, но, наверное, по- другому не умею…

А начиналось всё с закрытия сезона по кануполо на буревестнике. Погода стояла довольно стандартная для этого мероприятия, вследствие чего улетал в Таджикистан я безнадёжно больным. Дорога до аэровокзала, недолгие бескомпромиссные препирательства с представителями авиакомпании из-за 30 кг перевеса и четырёхчасовой перелёт прошли для меня как в полусне. Вечно сморкаясь, пытаясь вникнуть в окружающую действительность, при этом поспать- сказывалась слабость- и ничего при всё при этом не потерять, я оказался в южном аэропорту где сев самолёт долго катил мимо боевых вертолётов, самолётов, палаток с военными и прочих вышек с автоматчиками. Получив в целости весь свой стафф я был несколько ошарашен, когда ко мне подлетел улыбающийся таджик и потащил лодку к себе на машину. Увидев рядом Колю я несколько расслабился. Приехали мы в уютную квартиру где в прихожей уже томились четыре лодочки. Кроме Коли меня встретили алтайские сёрферы- Шишкин, Огорельцев и Порсев. Ребята занимались преимущественно тем что покупали дешёвые фрукты, ели их в немереных количествах, и потом, соответственно, … ну, да это ни суть =) Нюхнув местного колориту при вечернем променаде в кафе, я завалившись спать проспал весь следующий день периодически просыпаясь- то поприветствовать прилетевших Мазжухина и Личканова, то отдать Коле паспорт для оформления прописки то так… Тем не менее ребята за этот день купили продуктов и вечером мы выехали из города в направлении на север. Поскольку выехали затемно и до места назначения было ехать долго, заночевали где- то около полуночи прямо около машины просто покидав коврики и спальники на землю. Надо сказать, что вокруг было ужасно много пыли- пыль везде! На всём! Всегда! И вот так просто бросать всё на землю в пыль и потом туда спать… поначалу смущало, но, по мере зарастания этой пылью становилось даже уютно. Утром наш прекрасный уазик батон нагнал такой же автотранспорт с французом и француженкой, которые по слухам собирались пару недель путешествовать с нами. Ребята оказались приветливые и весьма техничые что показал через пару часов сплав по речке Сардай- Миена. Очень страшная речка- я насчитал один порог! Хотя для раскатки большего и не хотелось. Тем более что даже здесь не обошлось без приключений- зажёг Коля приобретя огромный синяк под левым глазом. Как впоследствии оказалось, это было только начало… но, об этом позже. Взвесив все за и против мы не стали катать больше речек для раскатки и выбрали следующим пунктом программы экспедиционный сплав на Ягнобе. Экспедиционным сплав называется за то что сплаву как таковому предшествует пешее путешествие не без лодки и вещей а также сам сплав сопровождаемый перевозкой драгоценного снаряжения в той самой лодке. И самое главное- вся еда- тоже с собой. Ну, не буду нагонять жуть- скажу лучше что вечерняя попытка найти ослов на роль шерпов в местном кишлаке не увенчалась успехом. Да, к тому времени я уже изрядно оклемался и начинал оживать. Необходимо ещё отметить существенную особенность нашего там существования- в горах светлое время суток длится примерно с 5 утра и до 6 вечера. Ну, то есть, конечно, плюс- минус полчаса, но просыпались мы, тем не менее в 6-7 а ложились в 7-8 имея в сутки по 10-12 часов здорового сна. Лично я не помню, спал ли я за последние лет 15 так подолгу и так продолжительно!!! =) Хотя находились отдельные личности, которым сон не доставлял того удовольствия что жителям европейской части нашей страны. Вот, вроде, оговорил что хотел- стало быть продолжим. Утро выдалось солнечным и прекрасным. Люди разбирали и паковали вещи, прилаживали к каякам подвески для переноски оных, Вася гонялся за ослом с целью выяснения его принадлежностью какому-нибудь хозяину для дальнейшего привлечения осла в качестве грузоперевозочного средства… Пройдя с час в нужном направлении мы наткнулись на пастухов, оказавшихся более сговорчивыми чем жители кишлака. В нашей команде появилось шесть новых членов- два пастуха и четыре осла. Красивейший перевал, потрясающие горы, умирающий под лодками осёл… и вот мы уже затемно спустились к истокам Ягноба. Не могу сказать чтобы было тепло. То есть в Душанбе было очень тепло- а здесь- вообще не тепло! И это только три с хвостиком тысячи. Непривыкший организм требует больше воздуха, любые действия сопровождает одышка, все движения становятся плавными и неторопливыми. Сплав на следующий день не был чересчур позитивен- марсианский пейзаж, широкая долина с пронизывающим ветром, ледяная вода- всё напоминало реку Маули на границе Чили и Аргентины. Только вместо тёплой машины и сорокоградусной Песка у нас оказались лодки со всем скарбом и немноговодная речка полная камнями и разбоями. Негатив со временем забылся, но остались ощущения- а ощущения эти были вызваны двумя ледяными мостами- остатками сошедших лавин и не таящих уже лет 30 как минимум. Эдакие ледяные галереи промытне водой- метров 20-30 каждая. Чёрный от грязи ледяной сводчатый потолок с которого постоянно капает вода- это очень красиво но ТАК страшно! Это как раз тот случай когда головой понимаешь что эта штука не должна упасть- ведь не падала же она все эти тридцать а может и все 100 лет…-но перестать *** уже не можешь! =) С каждым новым сплавным днём воды становилось больше, препятствия интереснее а сплав более техничен. На второй день остановившись перед каньоном Главный определил что в каньоне завал и надо обносить по тропе которая была неподалёку. До этого неподалёку пришлось лезть на весьма непологий склон с лодкой весьма некстати тяжёлой. Обойдя злосчастный завал по дороге, пришлось спускаться вниз метров двести, дабы достичь воды. Как-то не сговариваясь, ПОЧТИ все участнике этого похода Суворова через Альпы решили далее преодолевать подобные места преимущественно по воде. На следующий день, при попытке обноса очередного завала вылезая из каньона, Коленька свалился со скалы и помимо многочисленных синяков и ссадин оторвал себе ухо! Примерно наполовину! От мочки наверх… Описанные в отчётах прорывы мы находили весьма посильными, наряду с этим обнаруживали неописанные препятствия видимо образовавшиеся существенно позже проходцев этих мест. Как же приятно было закончить сплав у нашей машины, которая, перевалив через хребет Анзоб, ехала к нам навстречу по реке насколько позволит дорога. Нашей радости не было предела, а причины тому были- нам привезли водки! Стремительно подготовив себя к ночёвке в месте встречи с машиной и залив в шар, мы с Василием Мазжухиным отправились в ближайший кишлак, дабы установить связь с общественностью и купить барана. Задуманное удалось и, уже часа через два мы разделывали и жарили свежего представителя полорогих семейства парнокопытных. Вечер прошёл в доверительных беседах. Ночной дождь загнал ночевавшего на улице Порсева в пастуший домик, где устроили лежбище все остальные. Сплав следующего дня проходил хоть и в худших погодных условиях чем раньше, но на пустых лодках и, пожалуй, по самому стоящему куску реки. Несколько каньонов с мощными порогами вызвали эйфорию у каякеров и, добравшись до take out-а, те поспешили отметить подвиг в дорожном кафе. …О, я не рассказал вам про эти кафе… хотя слово кафе- это конечно же неподходящее слово… стереотип… это чайханы! Вы приходите, снимаете обувь и залезаете на дастархан- это сообужение высотой с табуретку сочетающее в себе стол и стулья вокруг него. В центре дастархана, как я уже сказал, находится стол, вокруг кладутся мягкие коврики на которых нужно сидеть. Иногда даже подушки есть! И вот вы заказали еды-то есть мяса, а вам тем временем принесли ароматных лепёшек и чайник зелёного чая с пиалами. При словах Зелёный Чай не смейте думать о вонючих травушках которые продаются в вашем родном городе в коробочках с косоглазыми человечками- здесь я имею в виду ЗЕЛЁНЫЙ ЧАЙ!!! Это очень вкусно! И вот вы пьёте этот чай с лепёшками, вам приносят ЕДУ, вы её поглощаете- и всё это в полулежачем- полусидячем состоянии! А потом вы просите ещё! И вот вам приносят счёт… ужас!- по целых 30 рублей с человека!.. =Р Ну, я отвлёкся… На р.Ягноб ниже места где мы закончили сплав нет ничего. Километров 15. Ниже- ужасный катаклизм- последствие обвала трёхсотлетней давности. Река падает на сто метров вниз и скрывается под землёй. Дорога спускается по серпантину и находит реку выныривающей ещё 50 метрами ниже… Впечатляет- не то слово. В этот же вечер проехав ещё вдоль Ягноба мы повернули в горы вдоль реки Искандердарья. Впереди нас ждало озеро Искандеркуль известное своей немыслимой историей. А ехали мы мимо ныне пустующих разработок чего-то, огромных карьеров с брошенной техникой, разрушенных строений с покосившимися подъёмными кранами – таким декорациям позавидовал бы и культовый фильм Кин-Дза-Дза! =) На озере располагается база отдыха бывшая во времена Советского Союза элитной. Разместились в уютных тёплых деревянных домиках человек на 8. Утро выдалось хмурым и дождливым- развешанные в саду сплавные вещи не высохли… Сплавляться не хотелось. Лишь к полудню нашлись желающие- следствием чего явилось выдвижение на одной машине этих желающих и операторов. На воду вышло 5 из 9. Пошли Искандердарью из-под водопада- река быстрая, камни большие и их много. Сразу пришлось собраться. Сплав продолжался минут 15-20 –мы не успели ещё доехать до основного прорыва, как на просмотре очередного каскада порога мы увидели пренеприятную картину- Карин- францужнка не смогла зачалиться в нужном улове и при попытке зачалиться на противоположный берег ушла в сифон. Её милый друг щёлкал своим фотоаппаратом происходящее. Первым среагировал Порсев- он с лодкой обежал нижнюю ступень и переплыв на другой берег побежал к застрявшей лодке. Я с морковкой помчался вниз на случай если её вымоет. Антоха снимал на камеру, француз- ошалев и подвывая на ватных ногах поспешил за Порсевым. Девушку не вымыло из лодки, вытащив которую, Вася извлёк и Карин, но у неё полностью отсутствовали признаки жизни- разве что кошачий глаз ещё не появился. Я переехал к ребятам- они стащили с неё жилет и куртку. Произошло чудо- когда её перевернули на живот она тихонечко вдохнула воздух. По всей видимости у неё случился спазм лёгких и вода в них не попала. Девушка абсолютно ничего не соображала и лепетала бессвязные вещи. Укутав её потеплее в найденный в лодке у Джея- француза плед несчастное создание на спинах, сменяясь, подняли из каньона на дорогу. Машина отвезла фотографов с Карин и Джем к доктору Мазжухину, мы же остались собирать побросанный стафф. Позже вернулись две машины- одна повезла страдальцев в больницу, вторая- нас на базу. Порсев как главный герой- спаситель устроил себе отдых, в результате чего к возвращению прекрасной половины нашей команды был уже «в саночках». В том же духе вечер и закончился. Карин пообещала назавтра сесть в лодку… Утро следующего дня не шло ни в какое сравнение со вчерашним… Ну, я имею в виду солнышко светило и было ясно! Тут самое время рассказать об истории, подарившей название этому озеру. Во время похода в Индию Александр Македонский- это древний царь такой- проходил Фанскими горами, между прочим, его первая жена значилась как раз из этих мест. Так вот, дошёл он до озера, а ниже по долине жили племена которые Александру никак не удавалось захватить. Поскольку человек был остроумный- с юморком, царь приказал разобрать завал в том месте где из озера вытекала река. Завал разобрали- племена смыло. Памятью об этом событии служит береговая линия метрах в 50 от воды… Ну, да не суть. В этот день поехали нижнюю Искандердарью. Речка фановая, препятствия несложные по большей части, Карин, как и обещала, села в лодку. На стрелке с Ягнобом к нам присоединились Мазжухин и Порсев- вчерашние герои. Ниже начиналась Фандарья. Река с большим количеством воды и совершенни иным характером препятствий. Поскольку я имел небольшой опыт сплава по big volume пришлось учиться. Понравилось. Замёрзли, правда очень- по крайней мере я. Когда подплыли к порогу Сибирь посмотрев на очередной подвиг Порсева все не задумываясь обнесли. Вечером переехали через перевал в направлении Душанбе и заночевали на берегу Варзоба на двух дастарханах у колонки с водой.

Утро началось ужасным грохотом. Открыв глаза я сначала решил сплю, а когда удостоверился что всё- таки проснулся- решил что началась война… В горы мимо нас грохоча гусеницами по асфальту уходила колонна танков… Чёрный дым их выхлопов закрывал рассветные горы. Я повернул голову и, по недоумённым взглядам товарищей, понял что в их головах рождаются те же мысли что и у меня. Осторожно вылезя из спальников и пощёлкав фотоаппаратами грозные машины мы, окончательно осмелев, принялись готовить завтрак. Сегодня предстоял сплав по Варзобу. Как и повелось, Коля ещё в самом начале несколько раз перевернулся, ударился ухом и, уличив момент, закончил сплав. На нижнем участке осталось 4 из 7- Карин на воду не пустили а у Андрюхи лопнула лодка. Варзоб, надо сказать, речка довольно шустрая, каменистая а, местами, даже бурная. В общем, я сколько ехал- столько боялся… Спасало то, что ехал я за Джем, который ещё до встречи с нами прокатил её. К сожалению Джей помнил не все препятствия и часто путался, но мне об этом не говорил сохраняя спокойствие и уверенность. Когда мы закончили сплав я был счастлив что всё так хорошо закончилось и мы больше не будем плавать! Но плавать всё равно пришлось, правда позже и, это скорее всего, уже другая история. =) Вечером прибыв в Душанбе и поселившись у нашего водителя, мы распрощались с французскими друзьями- я выпросил у них варежки для сплава себе и Андрюксе, собрали Мазжухина в путь на родину и отправились в гости ко второй Памирской экспедиции в составе М. Ананьев, М. Пастухов и Величайший. Как и положено богам, ребята остановились в самой шикарной гостинице города. В той же гостинице расположился и самый дорогой ресторан, который парой дней раньше посетили наши друзья. Результатом вкусной и здоровой пищи в котором стало невесёлое состояние товарищей- говорили вполголоса и старались не делать лишних движений- любое неосторожное действие и несчастный вынужден был бежать в храм уединённого размышления, к счастью расположенный в номере- сервис, что скажешь… Просплавлявшись дня 4 вторая памирская экспедиция- я беру смелость по умолчанию считать нас первой- прошли несколько речек, притом пару- на родейниках. На Варзобе- метров за 200 до нашего put in-а Ананьев М. борясь за жизнь получил компрессионный удар шейных позвонков и утопил новенький дизель… На следующий день, пока мы закупали продукты на дальнейшую часть нашего трипа, ребята приняли решение и, забрав обратно 5(вместо 6) лодок улетели домой…

В путешествии по Памир-Алай все участники как-то периодически испытывали чувтво голода, поэтому для закупки продуктов на Памир мы с Колей поехали сами. Еды купили- умотаться! И кофе вам и халва и конфеты =) Проблемы с её количеством возникли только на перевале Тахтакорум- но, обо всём по порядку.

Итак, затарившись провизией, отправив часть друзей домой и заварив разбитые лодки, оставшиеся бойцы выдвинулись в транспамирскую экспедицию. Ночь застала нас в дороге под Комсомолобадом- на утро нашим глазам предстала обалденная картина- город выстроенный в горах! В советское время строилась Рогунская ГЭС- предполагалось затопить огромную территорию- чтобы жить и работать был создан целый город в горах… напоминанием о тех временах остались залитые солнцем дома высоко на горном плато. Проехали кладбище танков- это что-то! Облазили все машины, покатались на пушках- детский сад! Истратили море фотоматериала и… помчались дальше. Скоро доехали до истока Вахша- крупнейшей реки страны- слияния Сурхоба и Обихингоу. О второй реке нет смысла давать исторических справок- все великие водники советской эпохи побывали на этой прекрасной реке. По сей день на неё тянутся туристы- но не всем она по зубам. Насколько мне известно ещё не было ни обного прецедента прохождения реки на каяках. Реку можно разделить на два участка- верхний- несложный и протяжённый, средний- разбои и нижний- каньон километров 30- жесть как она есть. Если ехать по дороге вдоль каньона- видно лишь плато прорезанное разломом. Если же плыть по реке- кроме красивейших берегов из спрессованного грунта- конгломерата- поражает ещё необычайно мощная и большая вода. Мы поехали нижний каньон- вдоль него лежала наша дорога дальше и не хотелось терять время на длительные заброски… Так вот, как я говорил, нас поехало шесть каяков. Начало каньона мягкое- позволяет привыкнуть к воде. Вода более напоминает жидко разведённый цементный раствор, но не жёсткая. Масштаб препятствий поражает воображение- если уж бочка- так с небольшую квартиру =) Кроме вышеназванных бочек- точнее котлов, на реке все препятствия образованы ещё либо валами- они бывают очень большими и их бывает очень много либо поверхносными бочками- в которых должно промывать… В общем, всё проносное. Почти… Главное смотреть куда едешь. Неспеша и просматривая некоторые особенно страшные именные пороги, мы двигались к самому главному монстру- Т34. Порог носит такое название не из-за сходства со знаменитым танком и не потому что танк лежит в нём- хотя такое на реке встречалось… Пороги именуются последовательно и, поскольку наименование ведётся от нас. пункта Тавельдара, порог имеет просто порядковый номер 34, а перед ним- т33 а после-т35. Так вот, порог известен как своей протяжённостью так и мощью и опасностью. Основная сложность- на повороте мощный слив образует котёл. Потенциально, можно проехать по жгуту…но можно и не проехать. Бывают такие ситуации когда нет куража… Мы смотрели видео как катамаран четвёрка тонн на 5 летит через нос в сём препятствии… Мы героически обнесли и прыгали со скалы сразу за котлом- и то навтыкало. Сплав по мощной воде вообще очень насыщен эмоциями, поскольку вода елозит лодочку очень лихо и необходимо не упускать момента и использовать эту энергию дикой водяной массы. Попытка доплыть порог отдельно от ребят вдоль другого берега закончилась отчаянным траверсом, когда я чуть не угодил в котёл размером с эллинг на буревестнике! Весь каньон с выходом в Сурхоб был пройден за 4 часа- думаю, пока это абсолютный рекорд =) Прекрасный вечер на голубом озере и ночь в домиках с чистым бельём за 16 рублей с человека. Весь следующий день мы ехали- через перевал с упавшим вертолётом, через речку с танком, упавшим вместе с мостом, мимо минных полей- пока не выехали ко второй великой реке края- Пяндж. Когда я пошёл в школу, мне была подарена карта мира, которая ещё долго висела у меня на стене над кроватью. Ну, не надо говорить, что я много раз на неё глядел и высматривал разные далёкие страны. Мне всегда казалось что Афганистан- это очень далеко. Ну, то есть какие-нибудь филипины- это ваще чёрт знает где, а вот Афганистан, Пакистан и уж тем более Китай- это очень далеко. И вот, я стоял на берегу Пянджа- границы с Афганом и чувства переполняли мою душу и мозг. Перекусив омлетом и сосисками- в стране начался праздник (на месяц) когда есть можно только ночью. А мы- то хотели днём… вот и кормили нас чем попало. Героин, ни смотря н а дешевизну предлагаемой партии, мы брать не стали- был конечно соблазн отбить поездку… но что- то сдержало. Вдоль Пянджа мы добрались до устья Язгулема- нашей первой речки на Памире. Здесь самое время пропеть хвалебную песнь великой пограничной реке- чтобы не отвлекаться на это потом. Так вот, Пяндж- это не Вахш и тем более не Обихингоу и даже не Катунь- это ОЧЕНЬ большая река. И препятствия на ней тоже все ОЧЕНЬ!!! Пожалуй, по реке можно сплавлятьсь и на рафтах и на бубликах и на каяках- притом и родейных- лучшее что можно вообразить для коммерческого и вообще фанового сплава. Есть небольшое но: даже если Вам удастся договориться с обеими сторонами- река как-никак пограничная- есть довольно большая вероятность что какой- нибудь неграмотный пограничник перепутав вас с афганским драгдиллером просто подстрелит вас без выяснения деталей… или вы сами, выйдя по нужде на берег, наступите на мину- коими берега густо посыпаны… Короче, по Пянджу мы не плавали хотя и очень хотелось. Язгулем. Дорога была ужасная, погода была прекрасная. Наш водитель Гена то и дело сетовал что Коля его загнал чёрт знает куда… Заехав до упора и пройдя пешком ещё немножко, мы вышли к каньону Ленинградский. Тут я в очередной раз удивился Андрюксе- дойдя до речки с языком на плече я предложил передохнуть- на что Андрюха согласился и закурил сигарету… Всё местное население уже заняло место в партере и на балконе- наблюдали. Каньон пошли не полным составом. Узости сочетались с отвесными берегами. Место мне весьма понравилось, хотя пришлось начать сплав сразу со сложного участка. Воссоединившись со всей группой, мы покатили дальше. Берега были сложены из конгломерата- красота! Проехав и каньон Первопроходцев, мы неспеша доехали все препятствия. На пути Шишкин с Порсевым и Огорельцевым были обстреляны камнями с берега. Меня в той ситуации спасло видимо то, что я при виде местных махал им рукой и не вынуждал их привлекать моё к ним внимание киданием в меня камнями. А камни были немленькие и кидали они их свысока и весьма метко- если бы попали… Плыть до самого Пянджа не было желания так как начались разбои и устье изобиловало табличками запрещающими просмотр по берегу… =Р В этот же день домчались до Рушана- города чуть севернее Харога. В том районе жила сестра Гены, которую мы подвозили на машине. Ночь мы провели в настоящем памирском доме, насилу отговорив хозяев резать для нас барана. Пили тутовый самогон. Взяли с собой. На следующее утро мы уже были в Хороге- районном центре и крупнейшем пункте на Памире. В этот день мы проплыли Шахдару. Не поехав на отдалённые, труднодоступные и бестолковые водопады мы начали с нижней части-самого интересного. Примечательно то, что ни смотря на перчатки в которых мы сплавлялись, руки изрядно мёрзли- водичка на Памире не в пример холоднее чем в других регионах где доводилось плавать. В реке на первый взгляд казалось много камней, но на деле сплав был весьма интересным и захватывающим. Шли даже без чалок- сплав занял всего два часа, зато устали очень. Связавшись с домом посредством высоких технологий и вволю оттопырившись вечером, наутро было тяжело найти себя для сплава по одной из самых интересных речек поездки- Гунту. Заехав до начала интересного- до второй плотины мы начали сплав. Сначала речка была благосклонна и бережна к нам, далее начала добавлять интересности сплаву, потом пошла жесть а внизу- уже в районе второй плотины был просто фа-а-а-ан! В какой-то момент Коленька нас покинул сказав что чувствует себя героем мультфильма…или какой-то компьютерной игры… ну, всяко бывает =) Антоха прыгнул ужасный водопад- речка сужается и, завиваясь в жгуты сливается в унитазоподобное что-то. Ниже следует слив. Очень глубокий. Сделав всё просто идеально, Антоха доехал до среза на ровном киле и… после заныра его выбросило вверх на всю длину лодки. Скорее всего это чудо ещё никто на проходил до него. Самый нижний кусок до слияния с Шахдарой уже в городе был просто прекрасным- вэйвилы на валах, катание в бочках и эйфория! Вылезя на мост стали ждать машину. Времени была середина дня- сплавлялись около пяти часов. И тут потянулись дети из школ… то ли уроки закончились, то ли просто интересно…- не помню, писал ли я выше, но дети нас сопровождали на протяжении всей поездки. Где бы мы ни плыли, в каком бы кишлаке- на берег тут же высыпало всё детское население- бежали, махали руками. Хочется отметить, что в Таджикистане вообще одеваются нарядно- а уж дети- так непременно в белых рубашках, чёрных брючках, костюмах. У девчушек- белые переднички, бантики. Мы с восторгом смотрели на них, а они на нас- как на неведомых инопланетян. Отрезвляло, когда детишки вынув сотовые телефоны начинали нас фотографировать… Никуда более не заезжая мы проехали снова вдоль Гунта, но на этот раз значительно выше и, по памирскому тракту покатили на встречу с самой долгожданной, с самой желанной и вместе с тем с самой загадочной речкой нашего путешествия- Муксу.

Сквозь ночную мглу мы различили цветные манящие огоньки гостиницы- почему-то всем вспомнился фильм «от заката до рассвета» =) После полумесячного бомжевания ночь в гостинице с горячими радоновыми источниками, телевизором, натёртыми до блеска полами и белыми простынями на высоте 3900 весьма впечатлила. Утро почему- то лично у меня не вызвало оптимизма- сказывалась высота. Как ответственный человек я воздерживался от принятия алкоголя, чем занимались остальные. И зря! Если бы пил- было бы лучше. Целый день в переезде через Памир ощущая себя ватным и бессильным я либо лежал, либо даже спал. А за окном проносились прекрасные пейзажи заснеженных гор, песчаных пустынь, лежащих на высоте 4000 над морем, столбики с колючкой пограничного Китая и пр. красоты. В Мургабе- единственном крупном населённом пункте в этих краях мы перекусили и купили Порсеву потерянную тёплую шапку. Поехав дальше на север переехали перевал 4700- мы вообще за день проехали штук пять перевалов выше 4000 . Ночёвать на озеро Каракуль не поехали поскольку успевали отклониться от шоссе и свернув в сторону центральной части Памира проехать посветлу добрую часть пути до начала пешего путешествия. Ночевали в домике пастухов. Уже вечером был минус и мне пришлось одеть на себя всё что было с собой тёплого. Отобрав продукты для последующей автономной экспедиции я в изнеможении отправился спать. Чувствовал себя преужасно. Сначала не спалось- не мог согреться, потом пришёл Порсев и ругался на чём свет стоит, поскольку утепляя окно в домике друзья прибили Васин коврик и ему не на чем было спать… На утро я ощутил себя огурцом! Не зелёным и без пупырышков. Выскакивающее из груди накануне сердце работало в положенном режиме и воздуха хватало! Заехав насколько можно машина выгрузила нас в долине по которой нам предстояло подниматься на перевал и, далее по речке Беляндкиик до священной Муксу. Отделив из общей кучи вещей самые необходимые грузим оставшееся в машину и она покидает нас чтобы подобрать через девять дней в совсем другом месте. Лодки и вещи – это килограмм 40! Хочется написать в смс что «мы все здесь подохнем» но последняя фраза в лимит одного сообщения не влезает… Решили оставить вещи внизу и в две ходки поднять стафф на перевал. Сегодня- лодки. Вяжем обвязки, поехали! С нашим подъёмом началать пурга. Натуральная метель- ветер, снег- не видать предыдущего человека… благо этот катаклизм длился недолго… Дорога идет вдоль ручья, который периодически приходится траверсить. Нужно отметить, что ботинки взяли я и Шишкин- остальные довольствовались сандалиями. Пройдя километров семь по относительно пологой местности встретили людей- это охотники. Первое что мы узнали- так это что мы идём не туда, что мы не пройдём и вообще здесь последние лет 10-15 никто не ходит… Разъясняем, что знаем куда идём, уверенны что не подохнем тут же и что действительно последние лет 20 здесь никто не ходил. На том и порешили. Ребята показали на карте где у них стоит домик- пригласили заглянуть. Далее дорога лезла в гору. Первый подъём дался весьма тяжело. Перевал здесь имеет высоту 4500 и с 4100 набор высоты происходит как раз на последних километрах если не сказать на 300 метров (см.отчёт Папуша). После подъёма следует…спуск… и далее новый взлёт! Сыпуха. Практически без тропы. Спасает то, что я поймал дыхание- каждый шаг сочетался с выдохом или вдохом- шёл не спеша и абсолютно абстрагировавшись от окружающего. Другие- то и дело приваливались и отдыхали. Дойдя до вершины, в изнеможении упали в снег. Да, на перевале всё завалено пушистой белой массой. Отдохнув и одевшись в тёплое, поворачиваем обратно. Вернувшись затемно, ставим палатки- раньше ставили только тенты, сейчас же и палатки тоже. Ночью я примёрз к палатке, поэтому утро началось неожиданно рано. Ещё вовсю ниже нуля… очень неуютно. За ночь выпало столько снега… Откапываем всё, завтракаем и в путь. И тут началось- Вася запихивая 1/6 продуктов к себе в герму высказал предположение что их слишком много и половину не съедим… и грозился половину выкинуть. Забегая вперёд скажу, что часть мы всё- таки не съели, но брать меньше- было бы крайне неосмотрительно. Справедливости ради надо сказать что и Вася был прав- часть продуктов он всё-таки выкинул! =Р …Когда мы делили продукты на шесть частей у нас получалось килограмм 18… на 9 дней… на шестерых… то есть по 330 г на человека в сутки! =Р Так вот, забрались мы на перевал во второй раз… ах, забыл- по пути два дня подряд мы ходили мимо, а скорее сквозь стадо яков. Это такие волосатые коровы. Забавные животные имеют огромные рога и лохматый хвост как у лошади, который они поднимают(на пример собаки) когда бегут галопом… Нужно ли говорить, что соседство с такими жЫвотными было, мягко скажем, тревожным. Так вот, залезли мы, значит, воссоединили всё своё снаряжение и сгибаясь под его тяжестью пошли с перевала вниз. Дорога шла по берегу озера и ноги периодически проваливались в ледяную кашу… Спуск к Беляндкиику тянулся километров 10, которые мы шли до самого вечера. Силы были на исходе.

Одну лодку даже пришлось оставить не донеся до лагеря чтобы добраться засветло. На утро, сходив за лодкой и порадовавшись солнечному деньку мы вытрясли из котелка остатки айс-ти и, приготовив завтрак, собрались сплавляться… Но воды в речке не оказалось. Нет, то есть она там была- например чтобы приготовить чай…но чтобы плыть её явно недоставало. Решили лодки проводить. Сколько было людей- столько мнений и способов проводки… Самым оптимальным оказался вариант, когда два человека идут по разным берегам с морковками и тянут по реке лодки, привязанные посредине. Периодически случались каньоны, периодически река пропадала а потом снова материализовывалась- и это при том, что идти приходилось отнюдь не по дорожке. Поскольку шли медленно, ночевать остановились перед каньоном. Третья ночь на высоте четыре с лишним тысячи- это своеобразные ощущения… Я не переставал дивиться на Андрюху- проснувшись периодически среди ночи от недостатка кислорода и выбравшись из палатки уже через минуту его можно было видеть с сигаретой во рту! =) На следующий день все наши товарищи предпочли нашим мытарствам какой- никакой, но сплав. Мы же с Андрюхой, дорожа своими лодками, продолжали их проводить. Это в какие- то моменты было даже занятно- напоминало детскую компьютерную игру- тянешь верёвочку и лодка оплывает камень справа, отпускаешь- слева… Но расстраивало то, что целый день проводка осуществлялась в каньонах… Так что к концу дня мы были, мягко говоря, не в лучшем состоянии как тела так и духа- проще говоря ***!!! Конечной точкой на сегодня был приток на который мы возлагали таки-и-и-ие надежды!.. Там же был домик охотников. И вот представьте, приходят два таких вот овоща- остальные как- то лучше смотрелись, да и пришли раньше- так вот, приходят они, значит в теплый домик… а там суп с мясом, плов и…телевизор!!! Целый вечер хозяева не могли оторвать нас от ящика. =Р Проводив на следующий день нас они долго фотографировали и всячески дивились людям, уплывающим чёрт- знает куда на пластмассовых скорлупках- даже мяса отказались взять с собой… Мы уже могли плыть. Сначала плохо, потом, с каждым новым ручейком всё лучше и лучше. Река имеет значительное падение и все препятствия довольно крутопадающие. За полдня растянувшись на несколько километров, мы, собравшись вместе и согревшись у костра из первых дров, решили что «плывём до щели- она представляет собой коротенький прорыв и за ним берёзовая роща…»- со слов адмирала. Ну, что такое для нас в тот момент берёзовая роща- рай на земле! И мы погнали. Благо воды побольше, сплав начал становится фановым, падение значительное. Ну, понятное дело, доехав до щели, я погнал к берёзкам! Время было 16:00. Щель оказалась Диснейлендом- рыжий скальный массив был прорезан серыми скальными выходами , образующими узости –водопады. Очень красиво. Просмотр затруднён- поэтому не было страшно и всё шлось быстро. Пройдя таким макаром километров 5 я заволновался о судьбе друзей- никакой рощи не было и в помине, а каньон ещё тянулся вдаль… Догнавший меня Андрюха предложил было ждать , но холод вынудил нас ехать до первой удобной стоянки и встав там дожидаться остальных. Встав и переодевшись, мы приготовили места для палаток, заготовили дров и стали ждать… Когда тьма сделала видимость нулевой пришлось признать, что ребята до нас не доплывут. По крайней мере сегодня. Разожжённый костёр грел нас, сложенный из лодок и камней домик с ковриками и спальниками придавал комфорт сложившейся ситуации. К сожалению у нас не было мисок, ну не беда- еды у нас тоже не было. Ночь была менее морозная чем обычно, луна светила как прожектор, дров было много. Утром собрав наш импровизированный лагерь мы стали ждать друзей- потому как лодки предстояло подвергнуть ремонту перед тем как сплавляться дальше. Ну, можно не описывать как проходила встреча на Эльбе- все были рады друг другу! Они тоже с утра варили лодки и поэтому задержались… В этот день мы потеряли 300 метров по высоте за полдня. В предыдущий- 700. Встали в конце каньонного участка где река выполаживается и долина раскрывается. Дальше не пошли- ниже ледник Федченко с отнюдь не южным климатом. Традиционный вечерний ремонт лодок и зачистка кусочка земли под палатку среди кустов облепихи. За половину следующего дня мы преодолели расстояние до ледника, и не впечатлившись увиденным самым длинным ледником, впав в более полноводную Сельдару покатили дальше. После впадения в Сельдару правого притока Сауксай мы вышли к метеостанции Алтын-Мазар- месту, священному для каждого водника Советского Союза- месту, откуда берёт начало священная река Муксу. Кстати, большинство групп забрасывались на Муксу именно в этом месте. Дело в том, что граница с Киргизией идущая по хребту в этом месте спускается прямо к речке. Сюда практически можно заехать на машине- по крайней мере на перевал. Но, такой вариант не вписывался в нашу концепцию и посему мы шли традиционным маршрутом- маршрутом великого Папуша. Река показала нам зубки практически сразу- ледяной ветер с водяными брызгами уже не был основной преградой и раздражительным фактором- мы попали в песчаную бурю! Ураганный ветер в лицо, пыль, забиваемая в глаза, в уши, в нос. Пыль с водой, облепляющая слоем грязи всё. Нулевая видимость и просто холод- вот в какой природный катаклизм мы попали. А нужно ехать вперёд. Мы и так существенно отстаём от графика движения. На исходе человеческих сил и терпения мы забились в каким- то чудом увиденный овражек- русло высохшего ручья. Только успев переодеться и поставить лагерь в не самых приятных погодных условиях, мы стали свидетелями укрощения стихии и, уже несколько минут спустя, о пыльном цунами ничто не говорило…кроме нас самих. В потеплевшем климате можно было активнее пользоваться спутниковым телефоном и на родину полетели телеграммы… О! Неужели я не сказал тёплых слов о спутниковой связи?!.. как же- как же! Ещё в Москве я старательно вызванивал представителя компании Турайя- спутниковой связи в средней Азии. Наконец, уже перед самым отлётом- на закрытие сезона по кануполо прикатил человек на красной ауди и предложил мне оплатить услуги связи. Выполнив инструкции Тимонина я произвёл оплату и… больше мы этих денег вместе с оператором не видели! =) К счастью удалось оплатить связь прямо в Душанбе. Тем и жили. Ну, да я отвлёкся. Следующим испытанием стал проливной дождь ночью. Нужно ли говорить, что наши палатки были призваны спасать нас от холода и максимум ветра и уж никак не планировались на случай обильных осадков… Ну ничего, главное- грамотно занять место в палатке! Коленька всю ночь бегал- то выкопать канавку чтобы его не заливало, то- заслонить стеной из лодок стенку палатки в которую лупил дождь то… Утро ошарашило открывшейся взору красотой- все окрестные горы, являвшие собой вчера лишь унылые сопки, сегодня сверкали свежим белоснежным снегом. Завтрак, сушка вещей и в путь! Справа от нас за стеной гор пик Ленина, слева за такой же стеной пики Коммунизма и Коржаневской, впереди- сорокакилометровый каньон Усть-Джилга. До Порога Эт- Сель всё было относительно просто и спокойно. Мутная серая вода Муксу напоминала маленькую Обихингоу. На просмотре Эт-Сель стало жутко от сознания своей ничтожности по сравнению с этой рекой, режущей хребет поперёк узким и высоченным каньоном. Дальше ехали небыстро. Пытались снимать и с постоянной взаимной страховкой. К счастью, мы уже достаточно скатались, чтобы быть друг в друге уверенными. Войдя в Фортамбек, стали вспоминать прочитанные отчёты с ужасными описаниями ужасных порогов. К счастью ничего сверхестественого мы не встречали и, медленно но верно, двигались вперёд. Не буду вдаваться в описания порогов дабы не улетучился героизм прохождений былых лет- желающие имеют возможность изучить отчёт- там как раз нужное количество героизма и пафоса. =Р Из-за общей усталости, замёрзшести и просто из человеколюбия решили встать на единственной в каньоне полке- между Ф4 и Ф5. Во время нашей полуднёвки Алтайская диаспора повесила принесённый баннер спонсора над Ф5- грандиозная идея, родившаяся где- то в середине экспедиции. =) Походив голыми под лучами незакатного солнца и поставив галочку в графе «загар», поужинали и повспоминав былое и поразмыслив о грядущем, разошлись спать. Следующему дню суждено было стать героическим и решающим в нашем странствии. Фортамбек последовательно сменили ещё четыре каньона и, спустя четыре часа после начала сплава, мы были в конце Усть-Джилги. Всё! Приехали! Доев по торжественному случаю последнюю еду- кусок сыра, мы решили сделать невозможное и пройти до окончания маршрута- сорок километров по разбоям- пусть даже придётся заканчивать сплав в темноте… До темноты дело не дошло, хотя наломались мы здорово. Вылезя из лодки около моста в Домбрачи залезать в неё снова в течение недели как минимум не хотелось! =Р Как только мы переоделись и перепаковали стафф, пришла машина- вот совпадение!.. Желание было одно- водки! Но на голодный желудок пить негоже, и мы приняли в корне неправильно решение- искать еду. Эх, знали бы мы чем это обернётся- девять часов мы тряслись в машине до Душанбе так и не поев толком и довольствовавшись купленными в магазине плюшками и водкой, которую мы всё- таки выпили ещё не дождавшись ничего… Но усталость берёт своё- в дороге мы все заснули сном младенцев ни смотря на амплитуду с которой наши бренные тушки летали по салону.

Душанбе. Отоспавшийся, помывшийся и побрившийся организм отчаянно требовал отдыха. Отдыхать мы начали с посещения пивзавода… Вот так и ходили целый день- то в парк, то домой, то в кафе… Вечером в кино смотрели замечательно патриотическую киноленту американского режиссера про падающие дома в центре столицы варварского континента и толпы бегающих ублюдков. А ещё в картине два папуаса сидели в грязи и болтали полфильма о полной ерунде- нет, наверное это она для нормальных людей кажется ерундой- им, и тем более американскому режиссеру, их прекрасные монологи казались весьма патриотичными и интересными зрителю… Даже когда Порсев в нетрезвом состоянии выражал нам неудовольствие по какому-нибудь поводу получалось и патриотичнее и содержательнее и, что главное, эмоциональнее! В общем, не ходите на картину американского режиссера! Итог дня подвела ночная прогулка по городу на такси…

На следующий день был шопинг на оставшиеся деньги, перепись фотографий и отлёт. Раньше всех улетали Коля с Андрюхой. Мой рейс был на шесть часов позже, Антоха и Юрец летели на следующий день. Вася задерживался ещё на две недели, поскольку Коля продал его за долги в рабство приезжающим каякерам из буржуйских стран. Андрюха не хотел платить деньги за перевес за счёт лодки и собирался оставить её в домашнем музее у Гены. Я, как сознательный инструктор, забрал у него лодку для клуба… Таким образом, к 30 килограммам за перевес по дороге туда у меня прибавилось ещё 20 за лодку и килограмм 5 драгоценных камней и прочих минералов для любимой племянницы… Вечер посвятили просмотру отснятого операторами Порсевым и Огорельцевым видеоматериалов, коих накопилось часа на 3 с половиной…

Приехав в аэропорт вместе с первой партией отлетающих я сложил лодки и прочие вещи стопочкой около местного начальства и заснул. Периодически я просыпался от дружественных предложений местных поехать в гости попить чай вместо того чтобы лежать вот так… или наоборот помочь донести лодки или сдать их в камеру храниния- другими словами, все мне старались всячески помочь. Ну, стоит ли говорить, что когда объявили посадку на мой рейс, я оказался в самом начале очереди с приставленным милиционером который разруливал все конфликтные ситуации при оформлении багажа и его последующей погрузке. Заплатив за …15 кг перевеса, я налегке сел в авиалайнер и… полетел. В аэропорту меня встретила любимая девушка! а через некоторое время приехала Настя на автобусе и повезла меня домой. Вот так всё закончилось… хот нет, не закончилось… это до сих пор продолжается… живёт во мне… и вряд ли уже когда- то кончится!

выражаю огромную благодарность

всем читателям on-line за поддержку

всем сочуствующим- за понимание

родственникам- за стальные нервы

и конечно же…

магазину paddler.ru и персонально Алексею Шишкову за предоставленное снаряжение,

Юлечке Моториной- без которой ВАЩЕ ничего бы не было! =)

 

Сергей Ананьев